Инцидент с участием силовиков произошел в Сургуте 3 марта приблизительно в 22 часа 30 минут близ мечети, в которой завершилась вечерняя молитва, - в небольшом кафе-чайхане "Халяль". К нему, если верить свидетельствам пострадавших, подъехали четыре машины с 14-15 вооруженными людьми. Судя по описаниям очевидцев, это была группа омоновцев. В кафе в это время ужинали выходцы из Таджикистана, Казахстана, Азербайджана и Узбекистана. Служащие приказали им лечь на пол. После чего проявили пристрастное внимание к трем мужчинам с длинными бородами - Исфандеру Ташрилову, Фуркату Каримджонову, Ахмаду Саидову.
Последние спустя время подробно на видеокамеру рассказали, что произошло далее. Достоверность сказанного представители правоохранительных органов ставят под сомнение: не исключено, говорят они, что это провокация, и тогда мусульмане понесут наказание за преднамеренную ложь. Однако психологически ролики, уже выложенные в Интернет, производят впечатление правдивости описаний, в целом и в деталях свидетели не противоречат друг другу. Если это поставленный кем-то "спектакль", то искусный.
Все они утверждают, что полицейские не стеснялись в выражениях, оскорбляли посетителей кафе и насильно, направляя в лицо стволы автоматов, принудили двух человек собственноручно укоротить длинные бороды, а Фуркату сами обрезали бороду кухонным ножом. Физическое насилие - "умеренное" - якобы тоже имело место.
- Велели встать на колени, поднесли к подбородку зажигалку. Пригрозили поджечь бороду, если сам, добровольно, не остригу. Куда деваться - сам, конечно. Сцену со мной и товарищами снимали на айфон. Затем велели бежать в микроавтобус. Привезли в ГОМ-2. Там проверили документы, взяли отпечатки пальцев. В пять утра выпустили - без претензий, - говорит Исфандер.
В УВД по Ханты-Мансийскому округу недоумевают: почему эти люди, называющие себя пострадавшими, решили только спустя неделю дать "показания"? Почему обратились в СМИ, а не к руководителям полиции региона и города, в прокуратуру, в СК? Служебная проверка, естественно, назначена.
Результатов, возможно, придется ждать месяц. Начальник сургутской полиции Александр Ерохов сообщил, что в разговоре с главой местной национально-культурной автономии таджиков Файзуло Аминовым пообещал ему принести публичные извинения, если информация с бородами подтвердится. Виновные понесут дисциплинарную ответственность. Между тем некоторые электронные СМИ поспешили известить, что инцидент исчерпан, поскольку факт насилия главным полицейским Сургута признан и тот признал вину своих подчиненных. Вроде бы даже виновные уже известны.
- Это не так! Не извинялся Ерохов. Не за что, собственно, каяться - факты пока не подтверждены. Есть лишь свидетельства ряда лиц. На каком основании мы должны слепо им доверять? - говорит руководитель пресс-службы УМВД по ХМАО Тамара Муравченко.
Сегодня Александр Ерохов публично подтвердил, что извинения могут последовать.
Официально ведомство ссылается на проведенную в начале марта полицейскими среди мигрантов, в молодежных и религиозных организациях "профилактическую работу по недопущению проникновения в общество идеологии национального, расового и религиозного экстремизма". Ханты-Мансийск принимает чемпионат мира по биатлону, недавно здесь завершился международный кинофестиваль. Совпадение не случайно. В ходе спецоперации "Этника" выявлялись иностранные граждане, незаконно находящиеся на территории страны. Изъято несколько единиц оружия.
Тем временем огромное количество сургутян бурно обсуждает инцидент, оставляя в блогах, на новостных порталах эмоциональные отклики. Как правило, приветствуют "бритье" бород. Мол, приезжим следует вести себя в России подобающе, не выделяться своими конфессиональными и этническими убеждениями. Окладистая борода, получается, относится к вызывающим неприятие признакам "чужого".
- Когда оказываешься, к примеру, на вокзале Сургута, то создается полное ощущение того, что находишься в Средней Азии. Меня лично это не раздражает, Сургут многонациональный город, здесь всегда было много "приезжих". Но сейчас складывается картина визуального переполнения мигрантами. В крупных городах, где население большое, это не так заметно. А у нас кажется, что на улицах их слишком много, - объясняет ситуацию заведующий лабораторией региональных исследований Сургутского государственного педагогического университета Владислав Засыпкин.
Исследование в сургутских школах по поводу детей мигрантов показало: каждый десятый учащийся сталкивается с какими-либо конфликтами на национальной почве. Причем проблемы создают преимущественно выходцы не из Средней Азии, а с российского Кавказа. Беседы со школьниками и родителями показали: большинство все-таки доброжелательно относится к приезжим, подчеркивает Засыпкин.
- Коэффициент конфликтности составляет на данный момент 0,7. Не страшно. Но он постепенно приближается к единице. Это не может не настораживать. Почему многих сургутян раздражают мигранты? Ведь на самом деле они едут с позитивными намерениями - получить долговременную работу, устроить жизнь. Согласно результатам опросов, до 70 процентов намерены остаться в городе, пригласив сюда, если все сложится удачно, ближайших родственников. Конечно, это ярмо для бюджета. Сколько мигранты потребляют, сколько приносят в бюджет, платят ли налоги - нет данных. И вот здесь властям, конечно, есть о чем подумать, - подытоживает ученый.
Профессора Тюменского госуниверситета Александра Яркова "бородатая" история во втором по численности населения городе Тюменской области насторожила. В северной автономии многовато скандальных конфликтов с межнациональным оттенком, замечает он. Ситуацию в Югре Ярков знает не понаслышке и полагает, что власти, правоохранители подчас действуют наобум, не задумываясь о последствиях. Салафитов в Югре немало, и, если с "подозрительными" мусульманами обращаться без оглядки на закон, это может спровоцировать ответную агрессию.