Сотрудницы сибирского военкомата "хоронили" живых ветеранов

Каково это: пройти Великую Отечественную, остаться в живых, а на девятом десятке узнать, что в мирное время тебя занесли в списки мертвых? Причем занесли по всей форме - со свидетельством о смерти и даже надгробным памятником. Вот только этого памятника на городском кладбище нет.

Подзаработать на стариках

88-летний житель Нижнеудинска Иркутской области Петр Аврамович Темчура оказался "заживо похороненным" только на бумаге - в результате аферы, которую провернули сотрудницы гор- и облвоенкоматов и ритуального агентства. Схему еще в 2010 году вскрыла военная прокуратура. 2 года велось следствие. И вот, в начале марта пресс-служба Главного военного следственного управления СК РФ сообщила, что предварительное следствие окончено.

По данным следствия, 3 предприимчивые дамы решили подзаработать на господдержке ветеранов. По закону семьи участников Великой Отечественной имеют право на установление памятников на могилах за счет государства. Мошенницы придумали, как это обернуть себе на пользу.

Следователи установили, что сотрудница нижнеудинского военкомата Светлана Будаева имела доступ к архивам, в которых выискивала данные об умерших ветеранах. Эти сведения по системе автоматизированного учета проверяла сотрудница облвоенкомата Татьяна Перфильева, после чего третья фигурантка дела Наталья Прутченкова, занимавшаяся ритуальными услугами, направляла запросы в ЗАГСы с просьбой предоставить дубликаты свидетельств о смерти. А дальше уже было дело техники: фабриковались фиктивные свидетельства о смерти, фиктивные же заявления о предоставлении льготы, договоры ритуальных агентств с мнимыми заявителями, а также фиктивные акты приемки работ по производству погребения и установке памятников. И, наконец, главное: в фотошопе рисовались якобы установленные памятники. За основу брали фотографию настоящего памятника, с помощью компьютерной программы стирали реальные имена и даты, и вписывали новые. Эту "липу" прикладывали к отчетным документам, на основании которых похоронные фирмы получали от государства компенсацию.

По данным Главного военного следственного управления СК РФ, с помощью этой схемы обвиняемые за 4 года "поставили" на бумаге 360 памятников ветеранам, обогатившись на 5,3 млн рублей. При проверке выяснилось, что дамы записали в число усопших и живых вполне бодрых стариков. В их числе оказался и Петр Темчура.

Вернули лишь 648 тысяч

Когда в дом дочери Петра Аврамовича Галины Кашиной 1,5 года назад постучали следователи прокуратуры и поинтересовались, обращалась ли она за помощью в военкомат, та удивилась. Какое погребение, если папа, слава богу, жив-здоров?! А по документам военкомата деньги, положенные ветерану на установку памятника, уже освоены.

- Я написала заявление в прокуратуру. Эти люди должны понести наказание, - негодует дочь ветерана.

Петр Аврамович воевал на Белорусском фронте, имеет награды, после войны работал председателем колхоза, железнодорожником и даже корреспондентом районной газеты "Путь Ильича". О фиктивном погребении родные решили ему не говорить: зачем расстраивать?

Ситуацией возмущены и сами ветераны.

- Наверное, стоило бы подключить ветеранские организации к процессу подтверждения прав на льготу, тогда мошенникам будет сложнее, - говорит председатель Иркутского облсовета ветеранов Валерий Игнатов. - Но для этого необходимо постановление правительства.

Однако и ветераны, и военные предостерегают от опрометчивых заявлений о "моральном разложении армии". И не только потому, что фигуранты - гражданские.

- Мошенники, к сожалению, были и есть повсюду - и в высоких кабинетах, и в неблагополучных кварталах. И наш моральный облик определяется не их присутствием среди нас, а тем, как мы с ними боремся. Мы вместе с правоохранительными органами выявляем нечистых на руку, регулярно проводим проверки. И, поверьте, не намерены замалчивать эти случаи, - уверил начальник пресс-службы Центрального военного округа Ярослав Рощупкин. - Те, кто наживался на ветеранах, преступили не только закон, но и нормы нравственности.

Уголовное дело за 2 года расследования разрослось до 44 томов. Сейчас оно направлено военному прокурору для утверждения обвинительного заключения. А потом будет передано в суд. Примечательно, что лишь одна фигурантка добровольно возместила часть ущерба - 648 тыс рублей. Перфильева и Будаева отказались давать показания и не признали своей причастности к совершению преступлений. Троицу обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере - до 10 лет лишения свободы.

Предел цинизма

То, что наши военкоматы давно превратились в кормушку для взяточников, - общепризнанный факт. Многие даже считают, что бороться с мздоимцами из комиссариатов бесполезно. Что толку было снимать погоны с военкомов, если на лапу тут же начали брать гражданские чиновники. Освободили медкомиссии от опеки минобороны, и справки о фиктивных болезнях призывников стали штамповать гражданские врачи.

Но даже на фоне этих безобразий особняком стоят махинации с деньгами на памятники фронтовикам. Наживаться на стариках, "хоронить" живых ветеранов - предел чиновничьего цинизма. И ладно бы речь шла о единичных случаях. Но на днях в военный суд ушло дело бывшего начальника Центра соцобеспечения Липецкого облвоенкомата Евгения Брянского. 5 лет он оплачивал установку несуществующих надгробий на могилах ветеранов, за 2 тыс. виртуальных памятников перечислил знакомым бизнесменам 37 млн рублей.

А до этого в Самаре заработать на ветеранах решили начальник отделения обслуживания пенсионеров Ольга Солдатова и начальник центра соцобеспечения облвоенкомата Сергей Алексеев. Они также оформляли фиктивные бумаги на изготовление памятников и 6 лет получали деньги из бюджета, которые присваивали. Мошенникам, "похоронившим" и "перезахоронившим" 4 тыс ветеранов, инкриминируются хищения на общую сумму в 100 млн рублей.

Кстати

Следователи говорят, что такие преступления напрямую связаны с правовой неграмотностью людей. Многим ветеранам и их родственникам даже в голову не приходит поинтересоваться в военкомате, какие льготы и выплаты положены после ухода человека из жизни.

Между тем, все это четко регламентировано. Например, на погребение фронтовика из Москвы и Питера военкомат обязан выделить 21 439 рублей. После установки памятника его родные могут получить компенсацию до 26 761 рубля. Военкомат перечислит им деньги при предъявлении документов о расходах. Заставлять людей пользоваться услугами конкретной похоронной фирмы или заказывать определенный памятник сотрудники военкомата не имеют права.