Заседание Бюро научного совета по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию РАН прошло под руководством Сергея Глазьева, академика РАН, советника президента страны.
Связывать рост инфляции в России с ростом денежной массы, и, следовательно, ограничивать денежное предложение - это "догма и тупик" для развития научно-технического прогресса и здоровья экономики, подчеркнул Глазьев. Ответственность за разрастание цен, считает он, лежит на посредниках, истощающих производителей. Особенно - в аграрном секторе. "Пока астраханские овощи до Москвы доедут, цены вырастут в 6-10 раз", - заметил Глазьев. И обратил внимание на "неуправляемые" тарифы естественных монополий. А также на плохой контроль над нецелевыми тратами бюджетных денег и чудовищную коррупцию. Все это, по его мнению, и есть главные составляющие инфляции, а не рост денежной массы. Поэтому попытки бороться с ней только с помощью монетаристских методов, как это делает сегодня ЦБ, по мнению Глазьева, обречены.
Эту линию, собственно, поддержали все эксперты. С цифрами в руках поясняя, почему, к примеру, крупнейшая газовая держава не может обеспечить газом все свое население, в 21 веке люди топят печки дровами. Стоимость конечной электроэнергии для потребителей у нас, по данным профессора Института проблем естественных монополий Бориса Нигматулина, в несколько раз выше, чем в Европе и США. Причина не только в неэффективном управлении электроэнергетикой, но и в регулировании отраслевого ценообразования, сказал он, передав Глазьеву стостраничный доклад с расчетами.
Чреватой социальным взрывом считает ситуацию с ценами в стране, особенно их всплеск на услуги ЖКХ, вице-президент Российской академии экономических наук Василий Семчера. Он назвал парадоксом "действие в России закона о прожиточном минимуме при отсутствии закона о социальной инфляции". Инфляцию, этот самый большой налог, нужно фиксировать по разным социальным слоям, и с помощью независимых экспертов, сказал Семчера.
Директор Национального института развития Михаил Гельвановский также раскритиковал нынешнюю антиинфляционную политику, которая, по его словам, "способствует усилению сырьевой зависимости страны" и гонит крупнейшие российские компании и банки за дешевыми кредитами на запад. Он предложил постепенно увеличивать монетизацию экономики. Но при участии отдельного федерального органа по контролю над ценами и ценообразованием. Среди десятка новых механизмов профессор Гельвановский назвал создание "ценовых коридоров" и Национальной системы ценовой информации. "Речь идет о том, чтобы государственная политика в области цен и ценообразования стимулировала модернизацию и одновременно сдерживала инфляцию", - пояснил он.
Доклады и предложения членов Бюро научного совета будут обобщены для дальнейшего обсуждения, сказал Сергей Глазьев.
Валерий Миронов, замдиректора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ:
-Этот доклад - повод задуматься о ситуации в России. С одной стороны, вводить внутренние "ценовые коридоры" сегодня, когда Россия вступила в глобальный рынок, стала членом Таможенного союза, ВТО, бессмысленно. С другой стороны - налицо предкризисная ситуация, когда второй месяц подряд падает промышленное производство. В феврале темпы роста промышленного производства упали на 2,5 процента к уровню прошлого года. И это серьезный сигнал о рецессии, замедлении роста экономики, тем более с учетом пертурбаций на внешнем финансовом рынке.
С третьей - в России уже есть "ценовые" органы - минэкономразвития, минрегион, Федеральная антимонопольная служба с представительствами во всех регионах страны, которая по закону должна следить и не допускать образования монополий в антимонопольном секторе и олигопольных цен в монопольном. Федеральная служба по тарифам, регулирующая сектор естественных монополий. Плюс в каждой крупной частной компании - свой собственный "госплан" и "товаровед". И плодить еще какие-либо органы и чиновников в рыночной экономике - не с руки. Но, безусловно, совершенствовать работу этих органов, занимающихся по отдельности ценами, необходимо. Может быть, через восстановление министерства торговли, которое бы следило за ними. У нас большие проблемы с логистикой, перераспределением товарных запасов, региональным монополизмом цен. В США, кстати, одновременно работают и не мешают друг другу два органа - антимонопольный комитет и министерство торговли, которые конкурируют внутри государства. Скоординировать ценовые функции контроля минэкономразвития и минрегиона, создать конкурента ФАС, это достойно обсуждения.