В Ставропольском суде выступили сторонники и противники хиджабов

Ставропольский краевой суд 21 марта рассмотрел иск московского адвоката Мурада Мусаева к правительству региона об отмене постановления о введении школьной формы.

Мусаев, выступавший на суде как гражданское лицо, подал иск в минувшем феврале от группы мусульман из восточных районов Ставрополья, добивающихся отмены документа "Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся", принятого в октябре 2012-го, в части, исключающей право женщин мусульманского вероисповедания одеваться в соответствии с их религиозными убеждениями из-за ряда несоответствий установленным правилам.

Мусульмане из аула Кара-Тюбе Нефтекумского района Ставрополья настаивают на праве своих дочерей-школьниц приходить на занятия с покрытыми частями тела, кроме лица и кистей рук. Согласно же документу ставропольских властей, в школе недопустимы все головные уборы, включая хиджабы, а также религиозные одежда, символика и атрибутика.

Сегодня исковое заявление рассматривалось по существу с исследованием всех доказательств и заслушиванием представителей обеих сторон. Все участники процесса и свидетели прибыли вовремя, кроме Уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском крае Светланы Адаменко. Она явилась уже под занавес заседания, которое длилось больше четырех часов. Суд решил выслушать детского омбудсмена завтра, поэтому оглашение результативной части перенесли на 22 марта.

Заседание началось с выступления Мурада Мусаева, выразившего несогласие с принятым постановлением правительства региона о запрете хидажбов в школе. По его словам, этот документ вступает в противоречие с Конституцией РФ, гарантирующей свободу вероисповедания.

- Закон, ограничивающий ношение хиджабов, может быть принят только на федеральном уровне, но никак не на региональном, - заявил Мусаев. - А поскольку в России такого закона нет, краевая власть превысила свои полномочия. Мы же не требуем открыть религиозную школу, ввести новый религиозный предмет, мы просто просим предоставить нашим детям право носить платки.

Заместитель министра образования края Диана Рудьева, привлеченная в качестве свидетеля, заявила, что школа - не место для демонстрации религиозных убеждений. Постановление правительства не нарушает прав учащихся, так как оно было согласовано с родителями, кроме того, родители имели возможность подготовиться к введению школьной формы.

- Ни одна религия не должна превалировать в школе над другой. Мы предоставили возможность альтернативного образования, а также комнату для переодевания. Кроме того,14 человек ушли на семейное обучение, - сообщила Рудьева.

Директор Кара-Тюбинской средней школы Светлана Галустян, сменившая в этой должности Марину Савченко (с которой и начался скандал с хиджабами - прим.автора) заявила, что сейчас наблюдается большое социальное и материальное расслоение в обществе, и дети, хотя бы в школе, должны чувствовать себя равными.

- До 2011 года в нашей школе никаких проблем не было. А потом понемногу девочки начали приходить на занятиях в платках. Сейчас, выполняя постановление правительства, мы запрещаем им это делать, поэтому некоторые перешли на экстернат, что не очень положительно сказывается на их знаниях. Одна из этих учениц уверенно шла на золотую медаль, а теперь она под вопросом, - сказала Галустян.

Две кара-тюбинские школьницы, Амангазиева и Сулейманова, которым уже исполнилось по 14 лет, на суде подтвердили, что теперь получают знания в меньшем объеме.

- В классе учитель объясняет предмет, и мы так лучше понимаем, чем когда сами читаем учебники, а в школу приходим только сдавать контрольные работы и экзамены, - сказали они. Кроме того, девочки заверили суд, что носят хиджабы добровольно, из религиозных убеждений, а не потому что заставляют родители.

По словам Светланы Галустян, учителя консультируют школьниц вне уроков, объясняют непонятные моменты, но не имеют на это права: для консультационной деятельности должны быть лицензии, а их нет.

Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков также высказал свою позицию:

- Нельзя допустить развитие механизма хаджидизации в школе, это будет откатом назад в нашей культуре, развитии, просвещении, - сказал омбудсмен. - Хиджабы - это дикость, пережиток прошлого. Прошу суд согласиться с моими доводами, и в иске отказать.

Селюков также считает, что не стоит придавать спору о платках религиозный или политический характер, так как это всего лишь обсуждение вопросов одежды в школе, а школа, как известно, является в нашей стране светским учреждением.

Постановление "о школьной форме" было принято после разгоревшегося в селе Кара-Тюбе Нефтекумского района скандала, когда несколько учениц-мусульманок стали приходить на уроки в платках. Директор школы Марина Савченко запретила им сидеть в классе в таком виде, но организовала для этих детей внеурочные занятия. Руководство учебного заведения поддержали минобразования края, а также два омбудсмена - по правам ребенка и правам человека на Ставрополье.  Прокуратура Нефтекумского района также потребовала устранить нарушение закона об образовании, основным принципом которого является светский характер обучения в государственных и муниципальных учебных заведениях.

Тему хиджабов в школах 18 октября прокомментировал президент России Владимир Путин, предложив ввести единую форму одежды в школах на региональном или муниципальном уровнях.

20 марта председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин высказал свое мнение по поводу запрета на хиджабы в школе Ставрополья. По его словам, эта мера необоснованна, поскольку ношение платков принято фактически во всех традиционных религиозных культурах и не должно вызывать каких-то вопросов и нареканий.

Председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что православным или мусульманским девушка можно было бы в рамках школьной формы разрешить носить легкую косынку.

А вот мнение председателя Российского конгресса народов Кавказа Алия Тоторкулова:

- На Ставрополье наплыв кавказцев больше, чем в любом другом регионе в силу территориальной близости, да и сам край неоднороден изначально, исторически. Село Кара-Тюбе и по названию, и по содержанию - ногайское. Но директор школы Марина Савченко, вопреки законам и Конституции страны, запретила девочкам ходить в платках в школу. Ходить полураздетыми можно, а в платках - нет. Видимо, усвоение уроков обратно пропорционально открытости тела…

Напомним, в ноябре прошлого года Марина Савченко уволилась из Кара-Тюбинской средней школы по собственному желанию и поменяла место жительства. "Я приняла такое решение самостоятельно, никто на меня не давил, никто не выживал… Это не связано с историей с хиджабами", - сказала тогда Савченко корреспонденту "РГ".