О волнениях в городе "Российская газета" узнала из социальных сетей: группа неравнодушных граждан распространяла ссылки на дневниковые записи с просьбами и мольбами обратить внимание, не остаться равнодушным к происшедшему.
Официальная сводка ГИБДД скупа и бесстрастна, как и положено ей быть: "15 февраля около 23 часов 00 минут на ул. Кленовая, в районе д.№31 г. Андреаполь, 27-летний водитель в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем Шевроле Ланос, совершил наезд на двух 17-летних пешеходов и скрылся с места происшествия. В результате происшествия два мальчика с тяжелыми травмами были госпитализированы в ЦРБ города Андреаполь. Сотрудниками ГИБДД водитель был задержан".
Погибший - 17-летний Сухроб Муратов; тяжелораненый - тоже 17-летний Иван Нистор, у него в результате удара переломаны обе ноги. В разговоре с "РГ" отец Ивана Иван Степанович сообщил, что сейчас сын пошел на поправку: врачи уже разрешают ему наступать на правую ногу, с которой снят гипс, а перед этим юноша перенес несколько операций.
То, что пережили дети полтора месяца назад и то, как развивались события в ту ночь, ни одна сводка никогда не передаст. Но есть и свидетели, и очевидцы:
- Сигнал о ДТП поступил, когда мы оформляли другое ДТП с участием пьяного водителя, - рассказывает "РГ" инспектор Максим Подгорных, составлявший протокол. - Быстро выехали по сигналу на указанную улицу - здесь, метрах в 200 от места трагедии, обнаружили в сугробе автомобиль, сбивший детей. В машине, кроме водителя, находились еще трое, все были пьяны и вели себя очень агрессивно, вплоть до угроз свидетелям. Пришлось применить жесткое задержание: надели на них наручники и доставили в отделение. Разговаривать с водителем - 27-летним Константином Захаровым - было невозможно: настолько он был пьян. От освидетельствования он отказался. Наутро, протрезвев, на вопрос, почему он пытался скрыться с места происшествия, ответил, что испугался. Кстати, этот водитель ранее был осужден за неподчинение сотруднику ГИБДД.
Рассказ инспектора дополняет учительница начальных классов Андреапольской школы Наталья Войтенко - один из подростков был ее воспитанником:
- Ребята возвращались со школьной дискотеки (накануне они праздновали день Святого Валентина), - рассказала "РГ" Наталья. - Их путь пролегал по обочине дороги, на которой не предусмотрены тротуары. На большой скорости в группу врезался пьяный водитель, пострадали несколько детей, а Сухроб и Иван - особенно тяжело. Сухроб пробил лобовое стекло и влетел в салон, его тело потом на ходу выбросили из машины. А Ваню машина ещё долго тащила за собой. Сухроб три дня был в коме и умер в больнице, не приходя в сознание, а Ваню спустя несколько дней перевезли в детскую ОКБ.
Звонить матери погибшего Сухроба, Ольге Джазиловне, "РГ" не стала по просьбе главы Андреапольского района Николая Баранника: по словам чиновника, женщина очень тяжело переживает гибель сына, и любой звонок может ее еще больше травмировать. "Я сам отвечу на ваши вопросы", - сказал чиновник. Из разговора с ним выяснилось, что Ивана не сразу доставили в ДОКБ: по словам главврача ЦРБ, делать этого было нельзя по медицинским показаниям. Однако это было сделало при первой же возможности. По словам Николая Баранника, он, отец двоих детей и четырех внуков, глубоко переживает эту трагедию:
- Я не закон, чтобы судить, кто прав, а кто виноват, но личное мнение выскажу: человек, совершивший это, должен понести наказание. Если вдруг приговор будет несоразмерным, я лично буду ходатайствовать перед прокурором о пересмотре дела.
И основания для таких заявлений у главы есть. Дело в том, что уголовное дело возбуждено по статье 264 часть 3 УК РФ: "нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть человека". Наказание - до пяти лет колонии и трехлетнее лишение водительских прав. Она - подчеркнем это особо - для трезвых водителей, сбивших людей. Для пьяных же в УК есть часть 4 той же статьи: "нарушение ПДД, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека", и срок наказания здесь уже до семи лет лишения свободы. То, что водитель был пьян и пытался скрыться, отмечено, по словам инспектора ГИБДД Максима Подгорных, в протоколе ДТП. Так почему же уголовное дело возбуждено по "трезвой" статье, недоумевают жители Андреаполя? Не означает ли это, что кто-то пытается "увести" водителя от наказания?
Отсюда и волнения, которые жителям больших городов зачастую трудно понять. Но для маленького провинциального городка, где все друг друга знают, этот случай стал из ряда вон выходящим.
Впрочем, из водителя (который, к слову, является соседом семьи Нисторов) монстра никто не делает. По словам Ивана Степановича, отца покалеченного юноши, Константин Захаров периодически звонит - спрашивает о самочувствии ребенка. Когда после аварии он протрезвел, то предложил взять на себя расходы по лечению Вани: "это немного, понимаю, но больше у меня просто нет".
Тем не менее, вопрос жителей о квалификации преступления остается открытым. Корреспондент "РГ" направил письменный запрос начальнику УМВД РФ по Тверской области Юрию Рычкову с просьбой прояснить ситуацию (следственный отдел именно этого ведомства ведет расследование). И как сообщила сейчас начальник пресс-службы тверского УМВД Наталья Баранова, главный полицейский Тверской области запрос принял. "РГ" продолжает следить за развитием событий.