Президент внес в Госдуму проект кодекса административного судопроизводства

Глава государства внес в Госдуму проект кодекса административного судопроизводства. Документ подробно прописывает порядок рассмотрения споров простого человека с чиновником.

По особой процедуре будут рассматриваться, например, дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или принудительном психиатрическом освидетельствовании. Также в процедурном списке дела об оспаривании нормативных правовых актов, оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих, дела о защите избирательных прав. И так далее.

Принцип подбора дел для новой процедуры один: если одной из сторон выступает государство, значит, они попадают под новый кодекс. Его задача - уравнять стороны там, где один из участников заведомо сильнее. В частности, документ обязывает государственные органы доказывать свою правоту. Гражданину же достаточно просто предъявить претензии.

"Обязанность доказывания законности оспариваемых по административным делам и нарушающих права (в том числе избирательные права и право на участие в референдуме), свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, - говорится в проекте. - Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать фактические данные, на которые они ссылаются как на основание своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)".

Но при этом истцы будут обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены чьи-то права, свободы и законные интересы. Также истцы должны подтверждать иные фактические данные, на которые они ссылаются.

Лица, участвующие в административном деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно. Однако если нужные доказательства закрыты в сейфах чиновников, суд вправе запросить все, что необходимо. Ведь простому человеку могут и не позволить заглянуть в закрома бюрократов. "В целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе, - говорится в проекте. - Копии документов, истребованных судом по своей инициативе, направляются лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют".

Если чиновник откажется по неуважительным причинам предоставить требуемое, он будет оштрафован. Проект предусматривает введение специальных судебных штрафов за различные нарушения в ходе рассмотрения дела.

"Суд вправе наложить судебный штраф на лиц, участвующих в административном деле, и иных присутствующих в зале судебного заседания лиц за проявленное ими неуважение к суду, - говорится в проекте. - Судебный штраф за неуважение к суду налагается, если совершенные действия не влекут за собой уголовную ответственность. Судебные штрафы, наложенные судом на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и других органов, организаций, на государственных и муниципальных служащих, взыскиваются из личных средств этих лиц".
Предусматривается, что размер судебного штрафа, налагаемого на орган государственной власти, иной государственный орган, не может превышать 100 тысяч рублей, на организацию - 50 тысяч рублей, на должностное лицо - 30 тысяч рублей, на государственного и муниципального служащего - 10 тысяч рублей, на гражданина -5 тысяч рублей.

"Закрепленные в проекте принципы судебного административного процесса основываются на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено "лицами, действовавшими в официальном качестве", а также об общих принципах правосудия", говорится в пояснительной записке к проекту.

По некоторым делам вводится обязательное представительство: граждане будут должны приглашать специалистов, чтобы вести дело в суде. Без этого процесс не состоится. "Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей" говорится в пояснительной записке.

Проектом предусмотрено обязательное участие представителя в административных делах о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о принудительном психиатрическом освидетельствовании. По некоторым категориям дел юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно.

Внедрение процедуры административного судопроизводства потребует и финансовых затрат. Для оснащения федеральных судов общей юрисдикции оборудованием для осуществления видео-конференцсвязи и соответствующей видеозаписи потребуется 3 950 100,0 тысяч рублей. А обеспечение участия адвоката в рассмотрении административных дел о принудительном медицинском освидетельствовании (в оценочном расчете учитывались расходы по всем делам данной категории, однако согласно проекту Кодекса - лишь по делам, по которым гражданин не может самостоятельно выбрать представителя) - оценивается в размере 99 453, 3 тысяч рублей. Потребуются расходы и, например, на опубликование в официальных периодических изданиях извещения о времени и месте рассмотрения административного дела о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, о запрете деятельности общественного объединения или религиозного объединения, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средства массовой информации. Они оцениваются в размере 86 710, 8 тысяч рублей. Однако сумма взята с запасом. Как говорится в пояснительной записке, такая публикация предусмотрена проектом лишь при невозможности извещения о времени и месте судебного заседания соответствующих руководящего органа, руководителя, учредителя, главного редактора, в связи с тем, что место их пребывания неизвестно.

При этом все возможные расходы и так заложены в бюджете, каких-то особых дополнительных ассигнований, как уверяют авторы проекта в финансово-экономическом обосновании, не потребуется.