Строительная отрасль России в 2013 году вырастет на 9 процентов

В этом году, по прогнозам экспертов, строительная отрасль России вырастет на 9%. Это отличная новость для производителей и продавцов спецтехники, основной сегмент которой как раз и приходится на строительные машины.

Все виды машин, используемые в строительном секторе жилья, промышленных объектов и дорог будут так или иначе расти, считает руководитель Восточного региона "Мантрак Восток" Сергей Федоров. "Не скажу, что очень быстро, но в среднем рост составит 5-10% от прошлого года в зависимости от вида машин. Это касается обычной строительной техники: бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, фронтальные погрузчики, краны, машины для укладки асфальта и др., - говорит он, - сегодня в этом секторе в основном представлена импортная техника. К сожалению, российский производитель практически окончательно потерял свои преимущества и занимает долю рынка в некоторых видах техники не более 8-10% и меньше, и эта доля постоянно снижается".

Переживает по поводу увеличения влияния иностранных производителей на рынке и генеральный директор компании "МБ Тракс Восток" Борис Биллих. "Сейчас все больше наших потребителей, которые раньше использовали отечественную технику, смотрят в сторону грузовиков иностранных производителей. Есть стабильный спрос на строительную технику, на полноприводную технику для Севера - нефте-, газо-, золотодобывающих компаний, - отмечает Борис Биллих. - Мы видим большую перспективу для коммунальной и лесозаготовительной техники. Те, кто работает в экстремальных условиях, не имеют возможности часто заезжать на сервис. Для них важны такие факторы, как качество техники, удобство водителя и межсервисные интервалы".

В компании SCANIA читают, что развитие сегментов рынка спецтехники может быть продиктовано различными условиями: от обновления устаревающего автопарка до расширения парка машин для новых строительных, коммунальных объектов. "Мы ощущаем спрос и на коммунальную технику (мусоровозы, металловозы и крюковые погрузчики), и на специальные машины для обслуживания дорог (комбинированные дорожные и каналопромывочные машины, снегоуборочную технику), - рассказали "РГ" в компании. - Мы связываем это с требованиями эксплуатирующих жилищно-коммунальных хозяйств к эффективности и качеству работ, которые повышаются с каждым годом. Так, экономически выгоднее эксплуатировать мусоровозы, которые более надежные, а также способны перевезти вдвое больше мусора - по сравнению с отечественными, которые, ни для кого не секрет, могут выйти из строя гораздо раньше импортного аналога".

Получить комментарии от отечественных производителей не удалось, возможно, они чувствуют, что 2013 год на российском рынке строительной техники будет ознаменован увеличением объемов "импортной техники российского производства", ведь все больше число импортных производителей стараются разместить производство в России, чтобы "не отходя от кассы" производить и реализовывать свою продукцию в нашей стране. Хотя, по мнению экспертов, российская дорожная техника и спецтехника пока конкурентоспособна с зарубежной - во всяком случае по цене.

Если посмотреть на доли рынка специальной техники, то самую большую ее часть занимают машины, используемые в строительстве. "Основная доля рынка, около 60-65%, занимается машинами, используемыми в строительстве зданий, сооружений, дорог и инфраструктурных объектов, - говорит Сергей Федоров. - Все остальные машины, как сельскохозяйственные, коммунальные, лесные и др. занимают не более 35%. В силу существующей макроэкономической ситуации до 2016 года особого изменения в соотношении долей каждого из сегментов не произойдет". Также, по его словам, проекты по строительству спортивных объектов, жилья, трасс не имеют значительного объема в масштабах страны. Прирост потребления стабильный и идет за счет областных проектов по строительству жилья и социальных объектов, а также развития и модернизации инфраструктурных систем. Крупномасштабные проекты уже в работе или близки к завершению, новые ждут решения, но с учетом макроэкономической ситуации это произойдет не скоро, из-за этого и в секторе разведки добычи нефти и газа особого роста в 2013 году не будет, спрос будет поддерживаться за счет обновления старого оборудования и освоения небольших перспективных проектов.

Так что можно считать, потенциал у рынка спецтехники внушительный, лишь бы было финансирование. Тем более что у нас в стране работают далеко не все виды спецтехники, которые пользуются спросом у западных потребителей. На российском рынке существует множество неосвоенных ниш, которые в обозримом будущем начнут заполняться, особенно это касается спецтехники, используемой в строительстве зданий, сооружений и дорог. "В силу дешевизны ручного труда и общей тенденции увеличения прибыли за счет удешевления затрат на российском рынке практически не используются мини-экскаваторы, передвижные мини-бетономешалки, мини сочлененные погрузчики и др., - говорит Сергей Федоров. - В моем понимании такая техника в перспективе будет использоваться на рынке России, но в небольшом объеме, так как еще долго будет отдаваться предпочтение дешевому ручному труду". Конечно, дешевый ручной труд не дает развиваться сфере малой спецтехники, но иногда выгоднее все же воспользоваться механизированным трудом. Например, при рытье узкой траншеи глубже чем по пояс землекопу потребуется расширять ее на ширину плеч. А это повлечет увеличение стоимости и дополнительные затраты на материал (на засыпку).

Автомобили для инвалидов можно также отнести к рынку спецтехники, за долгую историю автомобилестроения для людей с ограниченными возможностями неоднократно конструировались различные варианты транспортных средств, сейчас в России выбор совсем не широк, автомобили для инвалидов почти не производятся, а уж в автосалонах таких автомобилей и подавно не встретишь.

Однако власти проводят политику по интеграции инвалидов в экономику. И АвтоВАЗ уже объявил о готовности взять на себя заказ по производству автомобилей для людей с ограниченными возможностями. "Базовой моделью для этого может стать наша LADA Granta (рекомендованная розничная цена - от 269 тыс. руб.). Учитывая невысокую цену этой машины, созданный на ее базе автомобиль для людей с ограниченными возможностям не будет иметь аналогов в России. Эти предложения мы уже сформулировали для социальных служб. Если этот проект будет заказан государством, АвтоВАЗ обязательно его выполнит, сообщили "РГ" в этой компании.

Однако Ирина Савина, руководитель проекта "Социальный транспорт", к такой инициативе относится скептически, ведь российский автомобиль требует постоянного обслуживания, даже с начала покупки. Да и инвалиды должны иметь право выбора. А он в большинстве случаев не в пользу отечественных машин. "В разных государствах инвалидов субсидируют по-разному. Кому-то оплачивают 100%, 70% от стоимости автомобиля с ручным управлением. Кому-то оплачивают только стоимость оборудования, и с определенным лимитом стоимости, - рассказывает она. - Стоимость оборудования возрастает в два раза, когда пересекает границу, и мы платим таможенные пошлины транспортной компании и т.п. Мы устанавливаем оборудование, но для этого нужно изготовить установочные пластины, заплатить рабочему-установщику и всем работникам, заплатить аренду. Вот и получается стоимость для инвалида - 50 тыс. руб. Мы пытались разговаривать с заводами-изготовителями, чтобы производить такое оборудование в России, но они согласны, если мы будем обеспечивать их заказами от 1000 в год".

Справка

В мае 2013 года откроется завод по производству строительной техники Volvo Construction Equipment в Калуге. Инвестиции в проект составили более 40 млн евро, начальная производственная мощность оценивается в 2000 экскаваторов в год. В рамках повышения уровня локализации осенью прошлого года Volvo Group заявила о намерении инвестировать свыше 100 млн евро в строительство завода по сварке и окраске кабин Volvo и Renault рядом с основным заводом по производству грузовой техники этих брендов.

С учетом того что около полугода назад там же был открыт таможенно-логистический терминал Volvo, в разы сокративший время на растаможку компонентов, на наших глазах формируется настоящий производственный кластер. Таким образом, Volvo демонстрирует завидную последовательность в промышленном развитии в России и намерении сохранить лидерские позиции на быстроменяющемся отечественном рынке продаж коммерческой техники