Под Воронежем начались полеты на Як-130

В Воронежской области начались полеты курсантов на новейших учебно-боевых самолетах Як-130. Борисоглебская авиабаза получила их первой в России.

Як-130 пришел на смену чешским L-39 Albatros, поднявшим в небо не одно поколение советских и российских летчиков. Чехия - член НАТО, да и сами "Альбатросы" устарели… В тендере на строительство нового учебно-боевого самолета участвовали КБ Микояна и Яковлева , Минобороны заказало Яки.

22 новых самолета борисоглебская авиабаза получила в конце 2012 года. Летчики "сто тридцатый хвалят": хорошая энерговооруженность, маневренность, современное навигационное оборудование, вся необходимая пилоту информация выводится на многофункциональные мониторы. На боевое применение Як-130 еще не проверяли, но после получения разрешения от завода обязательно это сделают.

- Мы же центр боевого применения штурмовой авиации. Бойцов готовим, - пояснил подполковник Сергей Мальцев.

Помимо Як-130, в Борисоглебске есть штурмовики-спарки Су-25УБ - Мальцев назвал их "силой русского оружия". Внешне самолеты похожи: подобранный нахохлившийся фюзеляж, короткие крылья. Различает их окраска: Яки серые, Су в желто-зеленом камуфляже. Пилоты "Сухих" щеголяют в парашютной подвеске, у летчиков Як-130 она интегрирована в кресло.

В стеклянной вышке командно-диспетчерского пункта тоже сплошь большие плоские мониторы - новую систему управления полетами смонтировали в 2010 году. Рядом с руководителем полетов сидят перед своими экранами диспетчеры ближней зоны и зоны посадки. Этажом ниже руководят действиями экипажей в дальней зоне. В небе постоянно находится 10 и более самолетов.

- Проходит первый этап обучения, основная цель которого - научить курсанта самостоятельно выполнять посадку, - рассказал командир авиабазы полковник Александр Грунь.

Успешно налетав 40 часов с инструктором, курсант допускается к самостоятельному пилотированию. Освоив посадку, молодые летчики учатся простому и сложному пилотажу, полетам ночью и в сложных метеоусловиях.

В этот день метеоусловия были отличные: штиль и видимость 10 километров. На небе ни облачка, по бетонному полю аэродрома катились зеленые и серые самолеты, выстраиваясь в очередь на взлет. К приземлившимся устремлялись люди и машины. Одни снимали полетную информацию, другие заряжали аккумуляторы, закачивали топливо для нового полета.

Инструкторы ненадолго спешивались. Ладонями объясняли курсантам тонкости пилотажа. Приподнимали шлемы, чтобы слышать друг друга. Затем возвращались в кабины. По команде техника пилот двигал закрылками, увеличивал и снижал тягу. Удостоверившись, что все в порядке, техник вытягивал правую руку вперед. Як-130 выкатывался со стоянки и рулил на старт. Инженер на прощание хлопал его по крылу.

- Самолет очень интересный, хорошо себя ведет. Чувствуется запас мощности, два двигателя, - рассказал отлетавший курсант Егор Дементьев.

Он отрабатывал простой пилотаж и заход на посадку. Сажали Як-130 они вдвоем с инструктором, в четыре руки.

Фоторепортаж