Как уже рассказывала на своем сайте "РГ", массовый уход ИП начался в крае после нового года, после вступления в силу ФЗ №243, увеличившего в два раза страховые отчисления в Пенсионный фонд (с 17,5 тысяч до 35 тысяч рублей). Повлияла и введенная ранее отмена моратория на единый социальный налог (к примеру, в крае он вырос с пяти до 15 процентов).
- На сегодняшний день уже больше 12 тысяч предприятий отказались от статуса ИП и процесс продолжается. Утверждения о том, что якобы уходит категория неработающих, не подтверждаются. Сегодня предприятия закрываются в основном в глубинке, это те ИП, чей валовый доход не превышал 200-300 тысяч рублей в год. По последним данным, ушли больше 12 процентов (на 01.12.2012 в крае было зарегистрировано порядка 100 тысяч ИП), - рассказал Николай Сасин.
Серьезность этой проблемы в том, подчеркнул омбудсмен, что если хотя бы у половины из них было от трех до пяти работников, то порядка миллиона человек ушли либо в теневой бизнес, либо встали на биржу, что увеличит нагрузку на бюджет.
- Безусловно, это категория микробизнеса, она не столько наполняла бюджет, сколько выполняла социальные функции, - отмечает Сасин. - То есть, эти люди не сидели на шее у государства, а обеспечивали себя и свои семьи сами. Мы отправили свои предложения Уполномоченному по защите предпринимательства при президенте России Борису Титову. Считаем, что фискальная нагрузка на малый бизнес должна оставаться на прежнем уровне - страховые отчисления в ПФ не должны превышать 17,5 тысяч рублей.
С подобными инициативами в вышестоящие структуры обратились и краевые отделения общественных организаций "Деловая Россия, "ОПОРА России", Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств и других. Собрано более 150 тысяч подписей за отмену 243-го ФЗ.
Эксперты отмечают, что в последние годы на Ставрополье наметилась благоприятная тенденция - бизнес начал выходить из тени, но сегодня его вновь туда загоняют.
- На днях мне звонила предпринимательница, занимающаяся косметическими услугами, - рассказал омбудсмен. - "Я хотела зарегистрироваться как ИП, но после вступления в силу 243-го ФЗ, отбросила все сомнения. Проще принимать клиентов на дому и не платить налоги", - рассказала женщина. Звонил также грузоперевозчик из района. Его доход не превышал 250 тысяч в год, но себя он обеспечивал. Тоже отказался от статуса ИП. Ликвидировали свою деятельность плательщики ЕНВД, единого сельхозналога, НДФЛ - все эти налоги шли в бюджеты муниципальных образований.
Сегодня главы поселений буквально бьют в набат. Если 65-миллиардная краевая казна из-за ликвидации ИП лишится 40-50 миллионов рублей, что, по мнению налоговиков, не столь существенно (хотя и эти деньги "на дороге не валяются" - прим автора), то для небольших населенных пунктов выпадающие доходы представляют внушительные суммы.
А после вступления в силу с 1 января текущего года ФЗ №271, запрещающего рынкам существовать под открытым небом (торговать теперь можно только в крытых капитальных строениях), в Невинномысске десятки предпринимателей, работавших в сфере розничной торговли, остались не у дел. Люди жалуются, что с приходом в город крупных сетевых магазинов местные производители собственной продукции и ее продавцы пополнили ряды безработных. "Что делать, как выживать?" - такие вопросы задают жители промышленной столицы края.
- Сегодня это насущная проблема для региона, - отмечает Сасин. - И это касается не только Невинномысска, но и других небольших городов, сел и районных центров. Но давайте честно признаем, что когда продукты питания лежат под открытым небом, это неэстетично и антисанитарно. После нового года мелкие производители и реализаторы местной продукции ушли с рынков, а крупные ритейлеры с ними работать не хотят. Проблема напрямую касается малого и среднего бизнеса, занятого в сфере торговли, а это примерно 80 процентов всех предпринимателей региона.
По словам Сасина, краевая общественная организация ОПОРА России разработала законопроект в помощь малому и среднему бизнесу торгового сектора. Его цель - сохранить рабочие места в условиях конкуренции с крупными сетями.
- Сегодня сетевики вытесняют местный бизнес, тем самым ликвидируя рабочие места, уменьшая местную налогооблагаемую базу. Иногородние ритейлеры платят налоги в других субъектах, в которые, как правило, наших производителей не пускают, - отмечает Сасин. - Также ставропольским производителям продуктов народного потребления невозможно войти в крупные сети. Одно из условий - 300 тысяч рублей только за рассмотрение заявки. И нет гарантий, что будет принято положительное решение.
И все это происходит в нарушение закона о торговли. Особенно сильно эти обстоятельства ударили по муниципальным районам. Специалисты прогнозируют: когда в населенном пункте останутся один или два сетевых магазина, им проще будет диктовать свои цены и нарушать антимонопольное законодательство. По мнению омбудсмена, здесь нужна поддержка региональных властей, и в ближайшее время эти вопросы будут рассмотрены на краевом уровне для выработки решений.
Из-за диктата сетевиков у жителей региона все меньше возможностей покупать качественную местную продукцию. Так, старейшее предприятие края в Железноводске, которому в этом году исполнится 105 лет, вынуждено реализовывать свой товар через аптеки, потому что торговые сети навязывают кабальные условия. На Кавминводах на грани закрытия находится фирма, разработавшая инновационную косметику и парфюмерию на основе местных термальных вод и лечебных трав. Она выиграла грант, претворила в жизнь уникальные разработки и продает их в маленьком магазинчике на окраине города как сувенирную продукцию, потому что крупные торговые точки забиты дорогим импортом и видят в местных инноваторах конкурентов. Если из 29 бутылок пива, выставленных в супермаркетах, всего одна - ставропольская, то что говорить об остальной продукции.
Между тем, с 1 марта в крае приступила к работе еще одна структура - некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства".
- Основными целями и задачами фонда является предоставление комплекса услуг, связанных с консультациями, информационно-аналитической и организационной поддержкой субъектов малого и среднего бизнеса, - рассказал его руководитель Сергей Сауткин. - На базе фонда действуют два центра - поддержки предпринимательства и координации и поддержки экспортно-ориентированных предприятий. У нас есть возможности участвовать в качестве организатора и соинвестора в бизнес-миссиях, форумах, конференциях, семинарах и так далее.
Напомним, что на Ставрополье для государственной помощи малому и среднему бизнесу уже работают Гарантийный фонд, фонд микрофинансирования, бизнес-инкубатор, ЕвроИнфоКорреспондентский центр и еще с десяток организаций. Не станет ли новый фонд попросту дублировать их функции?
- Наша цель - создать систему помощи предпринимателям по принципу "одного окна". Мы не будем дублировать уже созданные организации - выдавать кредиты, выступать гарантами и так далее. Наша структура на своей базе на безвозмездной основе объединит всех представителей услуг формата консультаций и формата сопровождения субъекта, - рассказал собеседник. - На нас возложена функция централизации. За месяц работы мы уже провели три обучающих семинара, отправили две бизнес-миссии за рубеж, провели около сорока консультаций и намечается тенденция к увеличению. Наш фонд намерен активно заниматься обучением предпринимателей, чтобы они могли ориентироваться в сегодняшнем правовом и экономическом поле.
Тем временем
Правительство РФ дало отрицательный отзыв на законопроект о предоставлении индивидуальным предпринимателям двухлетнего льготного периода по уплате страховых взносов. Введение такого периода могло обойтись государству в 47,5 миллиарда рублей дополнительных расходов. Законопроект был внесен в Госдуму заксобранием Оренбургской области. Правительство заключило, что "законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения расходных обязательств на его реализацию". Напомним, с начала года базой для расчета взносов стали два минимальных размера оплаты труда. В итоге взносы для ИП увеличились по сравнению с прошлым годом более чем вдвое. Это более 35 тысяч рублей. В результате большинство предпринимателей свернули свою деятельность.
На прошедшей конференции Общероссийского народного фронта сообщалось, что за последние четыре месяца более 350 тысяч ИП в России прекратили работу. Бизнес-сообщество попросило президента отменить повышение. Глава государства отвел две недели на формулирование предложений по дифференцированной системе взносов - в зависимости от прибыли конкретного предпринимателя и территории.