В Перми прошел фестиваль театральных капустников

В "день смеха" на сцене Пермского академического театра оперы и балета прошел седьмой краевой фестиваль театральных капустников "Соленые уши-2013". Традиционно он был посвящен прошедшему международному дню театра (27 марта) и 150-летию со дня рождения Константина Станиславского.

Собственным выходным пожертвовали (по понедельникам двери театров обычно закрыты) девять репертуарных коллективов из Перми, Кудымкара, Чайковского, Лысьвы, Губахи и вместе с ними - студенты Пермской государственной академии искусства и культуры. Темой было избрано знаменитое изречение реформатора "Не верю!"

Как показал вечер в опере, тема свернутой "культурной революции" постепенно сходит на нет. Пермский театр кукол показал фантастический блокбастер на эту тему, где над сценой реяла летающая тарелка, и выходили маленькие инопланетяне. "Рассказывали, где-то в недрах краевой администрации открылся портал в другое измерение. И оттуда стали прилетать разные странные инопланетные предметы: звезда из окурков, татуированное сало, битые кастрюли, ветхая одежда... Никто не знал, что с ними делать, и их стали складывать на Речном вокзале". На этой реплике зал взорвался хохотом. Было даже жаль, что этот мини-спектакль занял лишь второе место - он вполне претендовал на первое. Также дружно аплодировали "Сказу про то, как один губернатор всем угодил" от создателей триллера "Остров доктора Чиркуно" в исполнении дуэта "Бунина" и "Горького" из спектакля "Чехов в Ялте" (Театр-Театр).

Но стало и ясно, что в теме культурной революции пора ставить эффектную точку. На следующий год она если и будет поднята, то вызовет уже ностальгическую улыбку. Сам же театр кукол намекнул, что наступает другое время: "Нового министра культуры назначили! Теперь все у нас будет гладненько!" - чем вновь сорвал аплодисмент. (И. о. министра культуры Пермского края назначен Игорь Гладнев - прим. ред.)

Председатель жюри фестиваля, автор капустников в Центральном доме актера и миниатюр для Геннадия Хазанова Сергей Плотов (Москва) уже судил пермские капустники два года назад, когда местные власти носились с красными человечками и мечтой сделать Пермь в 2016 году культурной столицей Европы.

- У Европы, правда, были для того свои города, и о Перми при всей моей огромной к ней любви там ничего не знали, - усмехнулся телесценарист. - В том году совершенно все капустники были реакцией на происходившее. Сейчас, когда вектор сменился, все оказались на некоем перепутье: над чем шутить и что отстаивать? Но, в конце концов, когда шутят про четыре тысячи рублей зарплаты у актера театра кукол… Европейцы бы, услышав о ста евро, именно это приняли бы за шутку. А у нас люди с этой шуткой живут, к сожалению.

Первое место в итоге занял дуэт из небольшого пермского камерного молодежного театра "Новая драма", участвовавшего в фестивале, кстати, в первый раз. "У нас гримерных шепоточков нет, потому как и самих гримерных нет", - остроумно представили себя дебютанты. Без декораций, в обычных пиджачках поверх свитерочков, ребята разыграли, как Станиславский и Немирович могли бы встретиться в Перми в наши дни и какой у них мог бы состоялся диалог. На тему культурной революции в их репризе были уже отсылки. "Дирижер мне понравился. А публика и вовсе встала, аплодирует и плачет. Я и сам прослезился, особенно, когда дым пошел. У меня на дым аллергия..." Но больше они рассуждали о театральном вечном: "А вас, Константин Сергеевич, студентам преподают. - И как?! - Да никак! Учат не потому, что понимают, а потому, что надо".

- Все театры справились с темой, - отметил Сергей Плотов. - Но по поводу первого места "Новой драмы" у жюри никаких споров: все единодушно сошлись во мнении, что это в точку. Это было самое "капустное", легкое, острое, местами трогательное и самоироничное существование на сцене. Если придумывать идельный образец "капустной" игры, так можно показывать этот номер и говорить: делайте примерно так.

Второе место в итоге разделили Пермский театр кукол и ТЮЗ. Третье также заняли два участника - Чайковский театр драмы и комедии и студенты Пермской государственной академии искусства и культуры.

Справка "РГ"

Происхождение понятия "капустник" до конца не выяснено. По одной из версий, в период Великого поста в России под влиянием православных норм закрывались театры. Актеры стекались в Москву и, ища предложений антрепренеров, ошивались в кабачках, где питались основным постным блюдом - пирогами с капустой. В начале XX века в Московском Художественном театре, и созданном Станиславским и Немировичем-Данченко, стали устраивать великопостный ужин с теми же пирогами с капустой. Там актеры без зрителей, приглашая разве что близких друзей, для развлечения стали разыгрывать разные сценки, посвященные театральной жизни. Когда о них распространилась молва, появилось множество желающих попасть на эти вечера со стороны, и это стало престижно. В 1910 году в МХТ этот капустник впервые прошел по билетам, а сбор пошел в пользу особо нуждающихся актеров. В Санкт-Петербурге аналогичную славу обрели "Варламовские" капустники, проходившие в доме актера Константина Варламова (1848-1915).