Социологи: Россияне считают, что на дороге все равны
Свое исследование ВЦИОМ проводил совместно с НИУ "Высшая школа экономики" и Экспертным советом при правительстве РФ. Опрошены были 1600 граждан из 130 населенных пунктов 42 регионов РФ, а также 1100 водителей из 10 крупных городов в онлайн-режиме и 50 сотрудников ГИБДД из 5 городов - методом "глубинных" подробных интервью. Почва для выводов набралась солидная.
Крайне резко наши люди высказались и в адрес тех, кто позволяет себе нарушать Правила дорожного движения, явно рассчитывая остаться безнаказанными. А сотрудники ГИБДД, с которыми отдельно побеседовали социологи, подтвердили: по нашим дорогам (например, в Москве) сейчас действительно катаются от 20 до 40% "особых водителей", трогать которых инспектору - себе дороже. В регионах чуть меньше - от 2 до 10%. У водителей своя статистика. Четверть говорила, что на тысячу машин приходится как минимум 4 "мигалки", примерно по одной пятой опрошенных называли цифры 4-10, 10-20 и даже 20-100 "особых" авто на тысячу.
Главной причиной плачевной статистики аварий в России россияне считают не дороги, а вторую из извечных бед. 47% сетуют на крайне низкий уровень культуры участников движения. Каждый пятый уверен, что дело в недостаточно жестком наказании для нарушителей, 18% - в неэффективной организации движения. Каждый десятый (11%) винит в авариях отдельных самозваных "VIP-водителей".
Респонденты достаточно остро реагируют на то, что некоторые на дороге "равнее прочих". К числу таких "неприкасаемых" россияне отнесли в первую очередь представителей силовых ведомств (37%), депутатов и их помощников (35%), а также бизнесменов (29%). Глаз у россиян наметанный, и машины подобных суперменов граждане отличают сразу. Главные видовые признаки подобной породы - это наличие особых номеров (отметили 77% ), тонированные стекла (72%). Три четверти автомобилистов уверены: высокая смертность на дорогах сохраняется именно потому, что никто не решился отменить неформальные привилегии для "элиты" такого сорта. Обычная же стратегия поведения у рядового владельца авто в данном случае простая: уступить дорогу наглецу и держаться от него подальше. Так ответили 68% россиян. Но 12% все-таки пытаются бороться - не уступают "хозяевам жизни" дорогу, не дают перестраиваться. Что тоже иногда провоцирует ДТП.
В свою очередь итоги опроса инспекторов ГИБДД мало чем отличались от общегражданского "достали!". Дорожные полицейские честно сказали - да, есть серии номерных знаков, по которым сразу видно, что останавливай не останавливай лихача, наказать его все равно не удастся. И хорошо, если по звонку сверху взыскание не наложат на принципиального инспектора. Гаишники тоже говорили, что многие тяжелые аварии - результат именно безнаказанности привилегированных водителей и их самоуверенности. Сотрудники автоинспекции солидарны с гражданами в том, что серийные номера надо отменять (мнение 84% россиян в целом и 50% автомобилистов). Граждане предлагают также резко увеличить штрафы за нарушение ПДД (68%) и отдельно - для нарушителей с высокими доходами (66%). Среди автомобилистов за подобный "естественный отбор" штрафников высказались 54%. Безоговорочно одобренная 91% россиян мера - запретить нарушителям предъявлять инспектору служебное удостоверение. Ты на дороге, а не на работе. И никому ты здесь не начальник. Понятно тебе или инспектор разъяснит?