У Рособрнадзора появится собственная эмблема. На ней будет изображен серебряный двуглавый орел с поднятыми и распростертыми крыльями. Как сказано в описании эмблемы "на груди орёл поддерживает голубой щит, на котором вверху - золотая академическая шапочка, ниже неё - скрещенные золотые свиток и ликторский пучок".
Что такое ликторский пучок? Вот как описывает его В. Похлебкин : Это "перевязанный лентой пучок розог (ивовых прутьев), который ликторы (телохранители) римских царей, а также консулов, проконсулов провинций и преторов носили перед ними, расчищая дорогу в толпе и требуя тишины. Вместе с розгами в ликторский пучок вплеталась также секира, ликторский пучок служил в античные времена символом и атрибутом власти и порядка".
Новая эмблема Рособрнадзора может быть на штампах, бланках, ведомственных наградах, зданиях, сооружениях и ином имуществе.
В средние века "ликторский пучок" был забыт, но после французской революции 1789 приобрел значение главной эмблемы в республиканской и затем в императорской (наполеоновской) Франции. Ликторский пучок занял центральное место в гербе Франции и сохранился на нем до Пятой республики, то есть до наших дней.
После Октябрьской революции в 1917-1922 годах ликторский пучок, как и другие эмблемы и лозунги французской революции XVIII века, был использован некоторыми художниками в Советской России. Ему придавали значение эмблемы революционного порядка. Но введению ликторского пучка в число государственных эмблем СССР как эмблемы военной резко воспротивился В. И. Ленин.
Тем не менее, хотя ликторский пучок не был включен в герб РСФСР по Конституции 1918 года, на обложке текста конституции художник Е. Е. Лансере нарисовал герб Советской России с двумя перекрещенными дикторскими пучками. И, несмотря на то что этот рисунок не соответствовал ни прежнему, ни последующим текстам конституции, он постоянно публиковался большинстве книг по истории СССР без всяких комментариев.
В 1922 году после фашистского переворота в Италии и прихода к власти Муссолини ликторский пучок стал главной эмблемой итальянского фашизма и фашистского государства. В связи с этим употребление этой эмблемы в Советском Союзе наряду со свастикой было запрещено. Однако в целом ряде городов при оформлении празднеств, а также в орнаментальных украшениях и декорировании фасадов архитекторы продолжали самочинно употреблять ликторский пучок, так как он был очень удобен при оформлении колонн, чугунных решеток парков и садов, ворот и столбов оград.
Так, даже у Кремлевской стены в Александровском саду, при въезде в него со стороны проезда Исторического музея, до сих пор сохранились ликторские пучки как воспоминание о том коротком историческом периоде, когда эта эмблема означала в нашей стране твердый революционный порядок. В то же время использование этой эмблемы вне указанного периода совершенно не оправданно, напротив, дикторские пучки можно применять при театральных постановках и в исторических картинах как характерный признак определенной эпохи