Необычность премии в том, что среди ее целей (помимо просветительской миссии) - поддержка развития художественного рынка. Тем любопытнее, что среди номинаций только одна касается "частных инициатив в области искусства", а именно - "Личный вклад". Остальные же: "Выставка года", "Музей года", "Книга года", "Реставрация года" - к коммерции отношения не имеют. Зато имеют - к сохранению культурного наследия, напоминая, что рынок, в данном случае художественный, не существует без экспертизы, академической науки и культивирования традиции. Словом, арт-рынок на голом месте не появляется, для него почва нужна.
Показательно, что лауреатом в номинации "Книга года" стал четырнадцатый том "Истории русского искусства первой трети XIX века", выпущенный сотрудниками Государственного института искусствознания. О страстях и баталиях вокруг многострадального ГИИ все наслышаны. Том посвящен архитектуре, живописи, храмовым росписям, балету, книгоиздательству, театральным декорациям и костюмам первой трети XIX века и выпущен к 200-летию войны 1812 года. Он - часть большой фундаментальной работы, в которой всего планируется 22 тома.
В номинации "Реставрация года" отмечен труд архитектора Евгения Асса и Александра Епифанова, которые подготовили проект и завершили первую очередь реставрации Арсенала в Нижнем Новгороде. Сейчас в Арсенале, кроме выставок, работают медиатека, книжная лавка, музейное кафе, есть площадки для концертов, театральных постановок и перформансов… Вдохновителями "конверсии" и "перевооружения" Арсенала, превращения его в боевую единицу современного искусства были руководители Поволжского филиала ГЦСИ Любовь Сапрыкина, которой, увы, уже нет с нами, и Анна Гор. Анне Гор и передал Евгений Асс врученный приз, сделанный Сергеем Шеховцовым, из всех материалов предпочитающего поролон. Премия газеты The Art Newspaper Russia не стала для него исключением. На невидимом циферблате - угол, от которого остались только часовые стрелки. Вместо одной - поролоновый Биг Бен, вместо другой - поролоновая же Спасская башня. Все вместе - угол зрения.
В номинации "Выставка года" награду получила выставка Караваджо, привезенная из Италии в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которую посмотрели более 240 тысяч человек.
"Музеем года" стал Еврейский музей и Центр Толерантности, посвященный истории еврейского народа и памяти жертв Холокоста. Такой масштабный и технологичный музейный проект впервые в России осуществлен силами общественной организации.
Наконец, в номинации "Личный вклад" лауреатами названы Дмитрий Аксенов и Сергей Скатерщиков, которые купили не произведение, даже не коллекцию, а ярмарку современного искусства в Вене - VIENNAFAIR. Точнее, 70 процентов акции Венской ярмарки. Речь, конечно, не только о расширении присутствия отечественных галерей и художников на мировом рынке, но и об интеграции наших галеристов и художников в европейский арт-рынок современного искусства.