Православный мир отмечает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Слово "Благовещение"когда-то в сознании русского человека было не просто радостным, оно вмещало в себя такие чувства, как ликование, обретение надежды, возрождение к жизни, восторг свободы.

Неслучайно, праздник Благовещения связан с весной, неслучайно,в этот день запрещалось выполнять любую работу: говорили, что на Благовещение "девица косу не плетет, и птица гнезда не вьет". Что до птиц, то у наших предков было заведено на Благовещение выпускать их на свободу. У В. И. Даля находим: "Благовещенье - птиц на волю отпущенье". Русский поэт, писатель, журналист А. А. Коринфский в 1901г. так описывал эту традицию: "С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: "Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,

Тетки-чечотки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры-ворбьи.

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

За нас Божью Мать молите!

Синички-сестрички...

А Александр Сергеевич,в знакомых нам с детства строчках стихотворения "Птичка", так описывал чувство человека, дарующего свободу:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Казалось бы, такой простой стих, чем-то созвучный народной "песенке-веснянке", но как точно в нем формулируется закон духовной жизни: "Надо благодарить Бога за то, что у меня есть возможность кому-то сделать добро, даровать свободу!"

Православный календарь с Марией Городовой

Но почему наше сердце так встрепенулось, так ликует от радости, так открыто любви, так готово к щедрости и милованию? Какую благую весть мы чествуем в день Благовещения?

Это особый праздник начала нашего спасения, когда Архангел Гавриил принес Богородице благую весть о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами" (Лк. 1. 28).

Мы знаем, что Мария - долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны была посвящена Богу. С трех до четырнадцати лет Мария жила при храме.По обычаю того времени, после достижения четырнадцатилетия, Мария уже больше не могла оставаться там: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени уже умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники, вначале не знавшие, как поступить, по Божественному внушению, обручили Её с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, для того,чтобы он оберегал Марию и заботился о Ней. Иосиф Обручник, как и Дева Мария, тоже происходил из рода царя Давида, хотя был человеком небогатым и добывал себе хлеб плотницким ремеслом. Сцена обручения Девы Марии с Иосифом была любимым сюжетом художников эпохи Возрождения, и многие, наверное, помнят картину Рафаэля, изображающую это событие.

И вот наступает великий момент в жизни Марии: Благовещенье. Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы он сообщил Ей благую весть. Вот как это событие описывает св. евангелист Лука: "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего" (Лк. 1. 28-32). Мария в смятении, Она недоумевает и спрашивает у Ангела: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1. 34-35). И тут очень важный момент, удивительно, что отвечает Мария: "тогда Мария сказала: се (т.е. вот - М.Г.), Раба Господня; будет Мне по слову твоему (Лк. 1. 38)". Это слова полной отдачи Себя в руки Божии. Святой Григорий Палама говорил, что Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божьей Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божьей. Мария полностью отдает Себя воле Божьей: "се Раба Господня, да будет мне по слову твоему..." То есть здесь мы слышим не только призыв Архангела Гавриила к Деве Марии, но и ее ответ: "Я Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему", так, через Ангела, происходит диалог Бога с Богородицей, и в Её лице со всем человечеством.

А имя Иисус, нареченное Архангелом Гавриилом Богомладенцу, означает "Спаситель". Поэтому в праздник Благовещения в храмах звучат такие слова: "Сегодня - начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает о ниспослании благодати. Поэтому и мы вместе с ним воскликнем Богородице: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

В одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. Дева Мария стала связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет - "Пресвятая Дева Мария". А когда мы молимся: "Богородице Дево, радуйся...", мы, фактически, повторяем слова Архангела Гавриила, слова, пришедшие к нам из мира горнего, и каждый раз, произнося их, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были нам ниспосланы.