08.04.2013 23:55
    Поделиться

    Максим Топилин: МРОТ можно довести до прожиточного минимума за 5 лет

    Через пять лет в России не будет зарплат ниже прожиточного минимума
    В компетенции министра труда и социальной защиты Максима Топилина все самые насущные вопросы, которые составляют нашу повседневную жизнь. Это работа и достойная зарплата, пенсионная реформа для молодых и индексация пенсий для пожилых, это создание нормальных условий для жизни и работы инвалидов, это социальная поддержка семьи... Пожалуй, ни один гость "Российской газеты" не получал столько вопросов от читателей. Физически было невозможно задать все. Но о том, что волнует большинство наших читателей, мы успели поговорить.

    Какие будут пенсии после введения новой пенсионной формулы? По идее, они уже сейчас должны быть не меньше 40 процентов заработка. Но 40 и более процентов получают только люди с низкими зарплатами.

    Максим Топилин: Пенсия - это замещение части заработка. Размер пенсионного обеспечения зависит от заработной платы в стране. По прогнозам, зарплаты вырастут за 7-8 лет в два раза номинально, реально в 1,5-1,6 раза.

    Соответственно, база для начисления пенсий будет в два раза больше. Значит, пенсии будут расти.

    Всех интересует коэффициент замещения. Это очень относительная величина. У всех по-разному, у каждого - к его зарплате. Если, допустим, зарплата 100 или 200 тысяч в месяц, конечно, в солидарной системе не будет 40 процентов замещения, потому что есть ограничения в уплате страховых взносов. Но высокооплачиваемым работникам дается возможность участвовать в накопительной системе.

    Выше пенсии будут у тех, кто легально и достаточно долго трудился. Мы говорим о 35-летнем стаже. У кого будет меньше стаж, у того и коэффициент замещения будет ниже.

    Все это коснется только тех, кому до пенсии еще далеко. А на что рассчитывать нынешним работающим пенсионерам и тем, кто вот-вот выйдет на пенсию?

    Максим Топилин: Те, кто заработал пенсионные права по существующей формуле в нынешней пенсионной системе, ничего не потеряют. Пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются и сохраняются. Это - аксиома. Кроме того, по-прежнему для них будет производиться индексация пенсии.

    Или вы, спрашивая "на что рассчитывать нынешним работающим пенсионерам", считаете, что реформа означает удвоение пенсии?

    Хотелось бы...

    Максим Топилин: Тогда давайте все вместе заплатим больше страховых взносов, договоримся на своем предприятии, что будем платить еще со своей зарплаты 5 процентов плюс работодатели - 5 процентов. Таким образом, в рамках корпоративной системы получим прибавку к пенсии.

    Александр Батлук из Владивостока просит ответить, будет ли в результате пенсионной реформы отменена работающим пенсионерам ежегодная корректировка (в сторону увеличения) уже назначенной страховой части трудовой пенсии?

    Максим Топилин: Пока окончательное решение не принято. Новый порядок расчета пенсии только обсуждается и разрабатывается. Мы исходим из того, что пенсия - это замещение утраченного заработка, то есть в том случае, если заработок имеется, а тем более если он достойный, то возможно введение определенных ограничений, таких как отмена работающим пенсионерам ежегодной корректировки.

    Еще раз повторю, что при изменении пенсионной формулы планируется стимулировать более длительную занятость без назначения пенсии. Поэтому в рамках солидарной пенсионной системы в разумных пределах планируется перераспределять финансовые средства в пользу граждан, которые работают более длительный период и при этом не назначают пенсию. То есть изменения в принципе такие возможны, но конкретный механизм еще обсуждается.

    Многие эксперты говорят о том, что с каждым годом в России увеличивается количество людей в неформальном секторе. Вы тоже об этом упомянули. Можно ли как-то их оттуда вывести?

    Максим Топилин: Это сложная задача, успех реализации которой прежде всего зависит от понимания каждого гражданина, что все в экономике взаимосвязано. Работаем все легально, значит, идут поступления в социальные фонды, следовательно, у государства есть средства на здравоохранение, пенсионное обеспечение, соцобслуживание, образование и так далее. Сейчас этот тезис мы активно продвигаем в дискуссиях о будущем пенсионной системы. Надеюсь, граждане разделяют наше видение.

    Представляете, как на нас с вами сейчас обрушатся миллионы людей, у которых нет возможности устроиться легально. Может, надо что-то делать с трудовым законодательством? Как-то упрощать трудовые отношения, хотя бы в малом бизнесе, чтобы вывести их на свет?

    Максим Топилин: Абсолютно согласен, что малому бизнесу, индивидуалам, физическим лицам нужно предложить более простые схемы, чтобы они могли сами за себя уплачивать страховые взносы в социальные фонды. Чтобы они имели более простую форму оформления трудовых отношений. Но тут возникает вопрос о социальных гарантиях - должны ли они быть одинаковыми на разных рабочих местах. Профсоюзы, например, требуют: у домашних работников должен быть отпуск по закону. А может быть, стороны сами договорятся о размерах отпуска, и тогда не будет дамоклова меча, что придет трудовая инспекция и накажет? Это тонкая правовая конструкция.

    Если смотреть на конвенции Международной организации труда, все работники должны быть защищены одинаково. Но нигде в мире вы не найдете жестких трудовых правил для работников на дому. Все страны пытаются найти какие-то гибкие инструменты.

    Вопрос от вахтовика Григория Бушкова из Якутии по поводу создания 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест: какой срок создания этих мест, кто будет их создавать, в каких регионах?

    Максим Топилин: Создавать будут бизнес и региональные власти. Надеюсь, в Якутии тоже.

    Вопрос от Данила Кузьминых из города Искитим Новосибирской области: в каких сферах, отраслях сейчас наблюдается дефицит рабочей силы?

    Максим Топилин: Среди более 7,5 миллиона вакансий, заявленных в органы службы занятости в прошлом году, наиболее востребованы были рабочие профессии. Их доля составила почти 80%. Высока потребность в работниках в сфере торговли, образования и строительства.

    Если нет мест в детском саду, а маме нужно выходить на работу, компенсируют ли ей расходы на частный детский садик или приглашение няни? Ведь наличие детсадов отчасти влияет и на рождаемость...

    Максим Топилин: На рождаемость влияет много факторов. Насколько знаю, в некоторых регионах, где есть очереди в детсады, существуют такие компенсации. Размер выплат разнится от региона к региону. Но это вопрос образовательной системы.

    Что же касается системы соцзащиты, за которую отвечает минтруд, то введены несколько пособий и выплат, поддерживающих рождаемость. Самое недавнее с января 2013 года - на третьего ребенка в 50 регионах с низкой рождаемостью. Эти субъекты получают субсидию из федерального бюджета.

    Аналогичное пособие ввели и некоторые регионы с благоприятной демографической ситуацией. Они все равно пошли на этот шаг и за счет своих бюджетов поддерживают семьи с тремя и более детьми. В дальнейшем в рамках демографической политики, возможно, будем рассматривать другие стимулы повышения рождаемости.

    К лету должна быть разработана "дорожная карта" по повышению минимального размера оплаты труда. Есть ли уже понимание, когда и как это будет происходить? Как разрешится спорный вопрос - должны ли компенсационные и стимулирующие надбавки быть включены в МРОТ или начисляться сверху?

    Максим Топилин: Действительно, сейчас Трудовой кодекс не дает однозначного ответа, должны ли районные коэффициенты и прочие надбавки уже содержаться внутри МРОТ или начисляться сверху. В регионах идут суды, которые выносят разные вердикты. Мы хотим поставить точку в этом споре. При этом регионы уже сейчас имеют возможность устанавливать региональную минимальную заработную плату, подтягивая ее к прожиточному минимуму на территории.

    Мы предполагаем, что нам будет сложно вести диалог по поводу линейки повышения минимальной зарплаты. Профсоюзы хотят это сделать как можно быстрее. Мы уже в этом направлении работаем. Так, за счет постепенного повышения зарплаты бюджетникам появится ресурс увеличения дохода многих низкооплачиваемых категорий работников.

    Мой прогноз - довести МРОТ до прожиточного минимума возможно к 2017-2018 году. Но есть ограничение - трехлетний бюджет. И пока трудно сказать, с какими параметрами мы подойдем к этому сроку.

    Не предполагается ли выплачивать пособия по беременности и родам из Фонда социального страхования, а не через работодателя? Много случаев, когда работодатель задерживает платежи или скрывается от них. Если он официально не числится банкротом, но имеет проблемы с финансами, "выколотить" из него декретные деньги очень сложно.

    Максим Топилин: МРОТ можно довести до прожиточного минимума за 5 лет До недавнего времени Фонд выплачивал пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком гражданам напрямую только в случае юридической ликвидации организации, когда соблюдены все необходимые процедуры, а также в случае, если предприятие действующее, но у него нет на счете денег. Если же предприятие фактически прекратило хозяйственную деятельность, но отношения с работником де-юре не были расторгнуты, то получить "декретные" было практически невозможно. Ежегодно таких женщин, которых вольно или невольно оставил без пособия работодатель, насчитывается около тысячи человек. Поэтому в конце 2012 года был принят федеральный закон, внесший необходимые изменения в законодательство. Они предусматривают, что в случае если в судебном порядке установлен факт неисполнения работодателем своих обязательств, ФСС может выплатить пособие напрямую. Закон вступил в силу с 30 декабря 2012 года. Таким образом, в подобных ситуациях женщины уже могут обращаться за пособиями в территориальные органы ФСС.

    Вы разработали законопроект, который предлагает не распространять на высококвалифицированных специалистов так называемую допустимую долю иностранных работников в тех или иных отраслях экономики. Почему государство отказывается от этого рычага регулирования?

    Максим Топилин: МРОТ можно довести до прожиточного минимума за 5 лет Я вижу в этом один из инструментов создания условий для привлечения в нашу экономику иностранных инвестиций. Как показывает мировой опыт, многие компании, выходящие на новые для них рынки, на начальном этапе заинтересованы в привлечении своих специалистов на должности менеджеров среднего и высшего звена в связи с тем, что у них нет опыта привлечения квалифицированных кадров на территории другого государства. Поэтому снятие ограничений на привлечение высококвалифицированных специалистов оправданно.

    Планируется ли установить еще какие-то критерии для высококвалифицированных специалистов, кроме уровня зарплаты?

    Максим Топилин: Вряд ли это будет способствовать увеличению численности привлекаемых в экономику высококвалифицированных специалистов, скорее, наоборот. В прошлом году, по данным ФМС России, чуть более 9 тысяч высококвалифицированных специалистов получили разрешения на работу. При этом надо понимать, что оценку компетентности и уровня их квалификации осуществляют сами работодатели и несут соответствующие риски.

    Как будет меняться система квотирования иностранных работников?

    Максим Топилин: Кардинальных изменений в действующую систему не планируется, но в ближайшее время, надеемся, будет усовершенствован порядок формирования квот и определения потребности в иностранных работниках. Такой законопроект мы подготовили и в конце 2012 года внесли в Госдуму. В рамках изменений будет увеличен срок подачи работодателями заявок о потребности в иностранных работниках и дана работодателям возможность подавать заявки на корректировку квот в течение всего года.

    И еще вопросы от наших читателей. Вопрос от Нины Бычковой из Иркутска: почему не принимаются меры воздействия на работодателей, которые в объявлениях о приеме на работу указывают ограничения по возрасту и полу?

    Максим Топилин: Правительство уже внесло в Госдуму законопроект, подготовленный минтрудом, - поправки в закон о занятости. Ключевой момент в нем - запрет объявлений о вакансиях с требованиями дискриминационного характера. Нарушителей будет ждать штраф до 15 тысяч рублей. В законопроекте также предусмотрено право регионов вводить программы по профессиональному обучению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, а также пенсионеров. Сейчас только безработных можно обучать по программам службы занятости.

    Вопрос от Екатерины Родионовой из Торжка: сумма компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными лицами составляет 1200 рублей уже 4 года, почему она не меняется, не индексируется, как другие выплаты?

    Максим Топилин: Недавно был подписан указ президента, по которому компенсация для родителей, опекунов и попечителей детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы увеличивается почти в четыре раза - до 5,5 тысячи рублей. Начислена она будет с 1 января. Всем, кому положено увеличение, сделают перерасчет. Деньги в бюджете на это есть.

    Очень много вопросов от инвалидов военной травмы, которым нужен автомобиль с ручным управлением. Будет ли правительство возвращаться к практике предоставления такой техники?

    Максим Топилин: Льгота в виде автомобиля ушла со 122-м законом. Теперь инвалиды получают ежемесячную денежную выплату. Понятно, что есть проблема передвижения. Совместно с банками мы прорабатываем возможность субсидирования ставок для людей с инвалидностью, приобретающих автомобиль. Что касается инвалидов именно вследствие военной травмы, этим вопросом занимается Минобороны России.

    Много вопросов от инвалидов по поводу доступности среды. Один из них от Надежды Семикозовой из Минвод: как решить вопрос установки пандусов для инвалидной коляски в подъезде старой хрущевки с узкими лестничными пролетами?

    Максим Топилин: Это должны решать местные власти. К сожалению, есть случаи, когда даже в новых микрорайонах строятся дома, где инфраструктура для инвалидов не предусмотрена. Хотя стандарты, регламенты, строительные нормы прописаны законодательно. Необходимость предусматривать инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями заложена и в Градостроительном кодексе. И здесь должна быть более активной работа местных властей.

    Невозможно, находясь на федеральном уровне, следить за каждым построенным домом. Мы предлагаем идеологию и механизм ее воплощения в жизнь. Работает государственная программа "Доступная среда", благодаря которой инфраструктура должна стать более доступной для инвалидов и, кстати, для мам с маленькими детьми и колясками. В следующем году регионам на поддержку их программ планируется выделить 4,2 миллиарда рублей.

    Регионы должны совместно с общественными организациями определить, какие объекты наиболее значимы для инвалидов, и именно их включить в программы. К сожалению, не все внятно формулируют эти задачи. А формулировать их просто - министерством разработана примерная региональная программа.

    Будут ли вноситься поправки в Трудовой кодекс, или все-таки перепишут по просьбе работодателей?

    Максим Топилин: Переписывать Трудовой кодекс не планируется, поскольку в этом нет необходимости. А редакционная правка, конечно, будет. Например, в ближайшее время должны быть приняты изменения, позволяющие упростить процесс заключения трудовых договоров на расстоянии (при дистанционной занятости, если работник и работодатель живут в разных городах).

    Продолжает обсуждаться тема заемного труда. Должна быть найдена золотая середина - решение, которое не будет препятствовать перемещению работников и гибкой занятости и в то же время не ущемит права работников.

    Предполагаются поправки, дающие послабления малому бизнесу в ведении кадрового документооборота. Например, на предприятии с численностью работников меньше 10 не нужно будет составлять график отпусков.

    Вы много говорили об увеличении пособий по безработице для людей, потерявших хорошо оплачиваемую работу. Мы правильно понимаем, что речь идет о страховании от безработицы?

    Максим Топилин: Решение принято - страховая нагрузка не должна повышаться. Это будут нестраховые механизмы. Хотя, если гипотетически представить, что работодатели и профсоюзы договорятся о том, что будет страховка, допустим, полпроцента с работника и полпроцента с работодателя, мы готовы принять такой вариант. Это, кстати, сэкономит 50 миллиардов рублей бюджетных средств. Но такое решение маловероятно, так что мы продолжим обсуждение этой темы.

    Студента Алексея Василенко из Мурманска волнует, как заставить работодателей из частного сектора соблюдать трудовое законодательство. Работник, который пожалуется, разумеется, сразу будет уволен или еще как-нибудь "покарают".

    Максим Топилин: Нужно отстаивать свои права. И в этом вам помогут трудовые инспекции, судебная система, профсоюзы. Если все сотрудники этого работодателя будут настойчивы в своих требованиях, у него просто не будет возможности игнорировать Трудовой кодекс.

    Поделиться