Из последних работ Леонида две, несомненно, обратят на себя повышенное внимание. В новой картине голландского режиссера Йоса Стеллинга "Девушка и смерть", что выходит в прокат 22 -го апреля, Бичевин играет главного героя на пару с Сергеем Маковецким (тот исполняет возрастную роль). А в новом фильме Александра Митты "Шагал-Малевич" Бичевин - молодой Марк Шагал. Обозреватель "РГ" поговорила с Леонидом об этих и других работах.
Йос Стеллинг много рассказывал о фильме "Девушка и смерть", когда еще тот был в стадии проекта. Говорил про Маковецкого, с которым на тот момент только окончил фильм "Душка". Вы видели?
Бичевин: Нет.
Но про вас - ни слова. Как вы туда попали?
Бичевин: Стеллинг рассказал мне такую "легенду", что смотрел "Морфий" Балабанова, и ему понравилось, как я сыграл. Он сказал, мол, надо этого парня найти и к нам позвать. Позвал.
То есть кастинга не было. Вы сразу согласились?
Бичевин: Не сразу. Вначале прочитал сценарий, он мне очень понравился, а потом уже согласился. Со Стеллингом приятно работать - он очень мягкий человек.
Для вас эта работа в чем-то повторение? В обоих фильмах - и в "Морфии", и в "Девушке и смерти" вы - врач.
Бичевин: Я бы не сказал, что повторение. Роли пересекаются по обстоятельствам - то, что Николай в фильме "Девушка и смерть" тоже собирается быть врачом, и тоже русский, и - из интеллигенции. Но, конечно же, я хотел этого персонажа сделать по-другому. Не знаю, насколько мне это удалось. Но пришлось постараться - ой-ей-ей! Я в фильме на немецком играю, на французском. Ни того языка, ни другого я не учил. Но хотелось, чтобы уровень был. Так что попотел.
С Маковецким, который играет Николая, но уже в возрасте, советовались?
Бичевин: Виделись. Мы не пересекаемся по роли. Но мы обсуждали какие-то нюансы - то, что главный герой хромает, например.
Как работалось с Ренатой Литвиновой (актриса играет в фильме "Девушка и смерть" роль русской эмигрантки Нины - Прим. С.А.)? Она не давит своим актерским образом? Многие артисты, работая с ней, начинают вести себя так же, как и она.
Бичевин: Нет, она не давила. Надеюсь, у меня вы ничего такого не заметили? Не думаю, что Литвинова могла бы так делать специально. Если нечто похожее и возникает у каких-то коллег, то это вопрос актерской привычки обезьянничества. Мы любим подмечать какие-то вещи. И кто-то, наверное, может перенимать, потому что у Литвиновой есть обаяние, неповторимый образ, которые хочется копировать. Ко мне это, к счастью, не прилипло.
Ваш герой Николай не кажется вам нелогичным? Он едет в Париж, у него есть какая-то цель. И вдруг видит красивую девушку и забывает все. Вы сами могли бы так пойти за чувствами? Поступить как он - романтик прошлого века?
Бичевин: Я бы мог так. У меня так происходило. И в школе, с первой моей любовью… И потом тоже… И еще раз… (смеется).
То есть, перевоплощаться не пришлось?
Бичевин: Ну почему же? Я просто вспомнил все свои переживания. На самом деле с любовью только так и происходит. Любовь так захватывает, что начинаешь кардинально менять всю свою жизнь. Если только не обладаешь мощной силой воли или не связан какими-то сильными обещаниями. А мой герой ничем не связан. Что его может держать, кроме его учебы и мечты перед самим собой? Поэтому он и принимает решение остаться и добиться любви этой девушки. Растрачивает все, что у него есть - ничего не остается.
Балабанов когда то вам предрек: мол, этот парень станет звездой. Есть ощущение, что он напророчил, и лучше бы его не подвести?
Бичевин: Нет. В тот момент, может, и было, но сейчас прошло. Спустя пять лет, я в этом смысле немного успокоился. Как получится - так и будет. Но вообще - не вижу смысла оправдывать чьи-то надежды - надо оправдать свои…
А какие у вас надежды?
Бичевин: Сделать что-нибудь хорошее. Чтобы не было стыдно.
И за что из уже сыгранного не стыдно?
Бичевин: За "Морфий", за "Девушку и смерть". За "Подсадного" у Саши Котта…
Кстати, про "Подсадного". Мне кажется, что этот фильм как-то тихо прошел. А на самом деле он довольно-таки отличается от других. Вот и для вас это был не первый фильм на криминальную тематику. Вы снимались и в других, например, в сериале "Учитель в законе".
Бичевин: У "Учителя в законе" уже вышло четыре сезона, а я снимался только в первом. Это было, когда я учился, - в конце четвертого курса. Еще был сериал "Синдром дракона" Николая Хомерики. Там я - сотрудник ФСБ. У Александра Аравина в фильме "Последняя встреча" - КГБ-шник 80-х. Да… пришлось мне поиграть такие образы. А с фильмом "Подсадной" ни я, ни режиссер Александр Котт сами не знали, как получится. Были там тяжелые условия. Одна или две смены работали около 17 часов. Ведь сейчас у нас продюсерское кино, как и во всем мире. Но в российских условиях все это приобретает совсем другой масштаб. Из-за экономии средств у нас были серьезные переработки. Четыре серии мы сняли за 18 съемочных дней. Котт работал, как бешеный. Он, по-моему, не спал все эти две с половиной недели. Я - то успевал поспать, выучить текст. И мы с ним на площадке уже по ходу дела думали о роли и о персонаже. Но мы поймали одну волну - он оказался близким мне по духу человеком.
Вы сыграли Шагала в новой работе Александра Митты "Шагал-Малевич"...
Бичевин: Тяжело мне работалось. Непривычно…
Шагал вам нравится?
Бичевин: Я не могу сказать, что хорошо знаком с его творчеством. То есть, я видел его работы, но не изучал его. Я не был увлечен Шагалом. Он меня не поражал. И после работы над фильмом не поразил. И к творчеству Малевича я отношусь спокойно.
Какой художник вам близок?
Бичевин: Мне ближе мастера Возрождения. Эпоха Ренессанса.
Сыграть Марка Шагала - большая ответственность…
Бичевин: Мне хотелось сделать образ человека, который существовал по-настоящему. Да, это и ответственность, и вызов актерским способностям. Пытаться воссоздать биографию, убедить людей, что ты видишь этого человека так, а не иначе…Для меня это вызов. А я вызов всегда воспринимаю буквально. В том смысле, что на него нужно отвечать.
То есть, вам нравится делать вызов самому себе?
Бичевин: Да. На самом деле, может быть, и не стоило браться за эту работу. Сказать самому себе: "Зачем тебе Шагал, если ты им не увлечен…" Но я подумал: а вдруг он был в жизни таким удивительным человеком, что я увлекусь. И действительно - когда я изучал биографию, то мне было очень интересно… Я даже сам придумал несколько сцен…
Кого легче согласиться сыграть - ФСБшника или Шагала? Вам - тому. кто снимался, в том числе, и в криминальных сериалах, вдруг предлагают сыграть художника, и вы соглашаетесь. Почему?
Бичевин: Странно поставлен вопрос. А в чем трудность, чтобы согласиться?
Мне кажется, что для актера всегда очень важный момент - за какую роль браться, а за какую - нет.
Бичевин: Смотря с какой стороны посмотреть. Мне было трудно согласиться сыграть Шагала, потому что я боялся. Мне был страшно, что я не справлюсь. Не потяну. Я давно не рисовал…В детстве пробовал и весьма неплохо. Потом забросил все и перестал. У меня есть склонность к художественному копированию. Я хорошо чертил, и у меня была пятерка по черчению. Но это не значит, что у меня есть какой-то художественный талант. И в этом смысле было страшно. И я очень долго сопротивлялся внутри себя. Наверное, на такие роли соглашаться сложнее. И они сами в десятки раз сложнее. Потому что это не просто абстрактный образ, а живой человек, про которого написаны мемуары. И еще живы свидетели, которые его знали при жизни…
Вам удалось передать солнечность Шагала. Она "заражает" через экран…
Бичевин: …с другой стороны это - я. Это мне было легче или труднее. Может быть, какой-то другой здравомыслящий актер решил бы по-другому. Или сказал мне: "Леня, ты чего. Я бы не думая согласился…Попробовался, и - никаких сомнений! Надо дерзнуть и сыграть!". На такие роли нужно соглашаться не думая. Ведь это честь - сыграть такого человека, да еще и поработать с Миттой. Но мне на тот момент было трудно. У меня, может, не самый лучший период был - кризис. Сейчас я на это смотрю по-другому.
В Вахтанговском театре сейчас все бурлит.. Трудно вырываться на съемки?
Бичевин: Отпускают.
Где вы себя более органично чувствуете как театральный или киноактер?
Бичевин: Я еще не решил. Интересно пробовать себя везде.
В Вахтанговском хорошие актеры. У кого-то чему-то учитесь?
Бичевин: Да. Мне нравятся Владимир Александрович Симонов, Василий Семенович Лановой. Артур Иванов - один из лучших молодых артистов.
Лановой - очень сердечный человек. Этого сейчас сильно не хватает - когда на сцене, или в кино, или на телеэкране видишь человека, который излучает столько положительной энергии. Что бы он не читал - стихи или прозу - такой благородный звук. Он - как вершина, к которой еще можно долго стремиться, с точки зрения наполнения полноты существования в образе. Мне кажется, Лановой, как артист, больше склонен к поэзии. И в душе он - романтик и поэт. Он все свои образы наполняет таким поэтичным содержанием. Он всегда словно немножко летает. Но я о нем могу много рассказывать, потому что он еще и мой учитель.