Лебедев признается, что далек от спорта и плохо разбирается в хоккее. Думаю, именно это преимущество позволило ему не углубляться в технические и профессиональные сферы, где знатоки так любят выискивать ошибки. Он сосредоточился на классической для искусства интриге: человек против обстоятельств, обстоятельства против человека. И вернул кинематографу его коренное качество - мифологичность. Материал для этого подходит как нельзя лучше: герой - человек-легенда.
Фильм не о хоккейной звезде. Он о том, как закаляют характер. А биографическая - точнее, даже историческая - основа дает ему захватывающий сюжет, который не отпускает от первого до последнего кадра. С биографическими деталями сценаристы Николай Куликов и Михаил Местецкий обращаются вольно: перемещают события во времени, нарушая их хронологический порядок и выстраивая свою, уже свободную от шелухи случайностей, важную для них закономерность. Разгром канадских профессионалов советской сборной в Монреале 1972 года - кульминационный и самый сильный эпизод фильма - всего только ступень в процессе победы человека над самим собой. Это главный предмет драмы.
Все строится вокруг двух мощных натур: Валерий Харламов и Анатолий Тарасов. Легендарный хоккеист и великий тренер. Обе актерские работы - Данилы Козловского и Олега Меньшикова - можно отнести к выдающимся.
Войти в команду Тарасова - мечта и серьезное испытание воли: нужно пройти через сущую камеру пыток. Не в физическом смысле ("трус не играет в хоккей"). Отношения мучительны для чувства собственного достоинства, а оно неотделимо от лучших амбиций человека. Метод Тарасова - унижая, вызвать здоровую спортивную злость, возбудить энергию преодоления. Метод более чем спорный, дававший его противникам сильные аргументы, но эффективный. Вполне возможно, в жизни это было обусловлено дурными свойствами характера. В фильме это педагогическая мудрость, рассчитанная на ученика - умного. Умный рано или поздно поймет, что это тренируют его самолюбие, жесткость, стойкость и волю к победе. После многолетних неудач Олег Меньшиков сыграл лучшую свою роль - самую яростную и мощную во всей его актерской практике. Неожиданна новая работа и для Данилы Козловского: этот щедро одаренный актер обычно играет на филигранных тонах, изображая изнеженную томность баловней судьбы, а здесь явил полярную сторону своего таланта, представ воплощением героя мужественного, резкого, волевого, фанатически отданного своей единственной в жизни любви - хоккею. Почувствовав в Харламове родственную натуру, Козловский преобразился даже физически и в этом труднейшем профессиональном матче вышел абсолютным триумфатором.
Не боясь придать фильму оттенок "производственной драмы", режиссер погружает нас в кипение тренировок, по беспощадности равных истязанию. Он в них находит богатый драматургический материал. Становится ясно: хоккей - уже далеко не игра. Это призвание, которое сообщает жизни смысл. Победа или поражение - вопрос смысла или бессмысленности жизни. Всё это мы ясно понимаем, следя за непроницаемым лицом тренера и за тем, как укрощает себя Харламов: из амбициозного парня выковывается боец.
Перипетии хоккейных матчей здесь меньше всего напоминают объективистскую телетрансляцию. Кинематографическое качество этих сцен достойно войти в учебники: по эмоциональности "субъективной камеры", виртуозности монтажа, симфоническому звучанию и пластическому рисунку они могут поспорить с лучшими образцами "боевой хореографии", сделавшими мировую славу китайскому кино. И пусть четко рассчитанное движение человеческих масс по льду, все эти накаты, завихрения и громовые сшибки боевых линий имеют мало отношения к непредсказуемой реальности хоккейных матчей, и уже можно предвидеть жалобы болельщиков на недостоверность картинки. Но эти "ошибки" из того же ряда, что легендарный штурм Зимнего в фильме Эйзенштейна, который вошел в наше историческое сознание, хотя в истории его не было. Кино - делатель мифов!
Охватив довольно большой период спортивной карьеры героя, фильм даже технологически оттеняет быстротекущее время. Сцены спортивной юности и дебютов на льду угрюмого Чебаркуля сняты 16-мм камерой и уже потому выглядят историей. Зато монреальский триумф предстанет во всеоружии новейшей цифровой кинотехники - это зрелище, по эффектности и драматическому накалу мало имеющее себе равных.
Очень сильно передан дух спортивного братства, единения людей, спаянных общей одержимостью. Воплощая одну легенду, фильм успешно разрушает другую - о СССР как стране всеобщего страха и подавленности перед железным режимом. Его важный и самый реалистичный сюжет - естественное противостояние нормальных людей тупой неповоротливости интригующих "аппаратчиков": перед никогда не умиравшим свободным мышлением их партийные установки выглядят мрачным гротеском. Владимир Меньшов играет такого чиновника без тени карикатурности: он воплощает в фильме эту оборотную сторону времени - "аппаратное сознание" тщится стать главной и направляющей силой, пока не лопнет от пустоты и бессилия.
Фильм заставляет заново пережить один из потрясавших мир рывков, какие не раз делала наша страна совершенно независимо от политических систем и чиновничьих предписаний. Он возбуждает в зрителях то самое чувство патриотизма, которое нельзя генерировать искусственно и раздувать до состояния помпезности. Оно воплощалось всегда в такой интимной малости, как слеза Ирины Родниной, медленно сползающая по щеке знаменитой фигуристки под звуки родного гимна.
Легендарный Владислав Третьяк о "Легенде N17" Валерии Харламове:
- Вчера вечером смотрел картину. Понравилась. Признаюсь: даже слезу прошибла.
Раньше у нас таких о хоккее не было. А теперь мы можем прийти с этим фильмом в любую юношескую команду и сказать: "Смотрите, вот так было, так мы и сражались".
И Харламов в исполнении Данилы Козловского получился. Не только тем что очень похож: характером, манерой.
Меня играет какой-то молодой парень. Вратарь, как и другие герои-хоккеисты, ничего не говорит, зато много делает, перемещается в воротах, не пропускает. Уже хорошо. Пусть говорит только Валерий Харламов, ведь фильм о нем. Да, есть какие-то небольшие неточности, заметные, наверно, только таким, как я. Но лента - не документальная. Она - полноценная, художественная.
Не хватало нам такого фильма, и вот, наконец, сняли, появился. У нас хоккей любят. Думаю, и на "Легенду" народ должен пойти.
Записал Николай Долгополов