Власти Саратова выгоняют с обжитой территории детский спортивный яхт-клуб "Юнга" и членов Областной федерации парусного спорта. Делают это под вполне благовидным предлогом - земельный участок передают муниципальной детско-юношеской спортивной школе. Беда лишь в том, что у этого учреждения ... нет своих яхт.
Сорок лет под парусом
В яхт-клубе "Юнга" на Зеленом острове дети занимаются более сорока лет. Одним из создателей клуба был знаменитый яхтсмен, бывший капитан ВМФ Владимир Троепольский. Последние десятилетия юных яхтсменов здесь обучает известный на всю страну тренер, председатель областной федерации парусного спорта Галина Сарайкина.
За эти годы любовь к Волге и парусу Сарайкина и ее коллеги передали тысячам ребятишек, из клуба вышли десятки мастеров спорта, победители парусных регат. А сам Зеленый остров получил народный титул "колыбели саратовского парусного флота".
Первоначально детский клуб располагался на территории водно-спортивной базы, принадлежавшей заводу, Саратовскому электроагрегатному объединению (СЭПО). За счет средств предприятия еще в прошлом веке здесь построили эллинг: помещение для хранения яхт с кают-компанией и мастерскими. Но в 90-е годы в числе прочих непрофильных активов завода водно-спортивная база "Сокол" была приватизирована. Выкупили ее, работники предприятия, занимавшиеся парусным спортом. "Теневых миллионеров" среди саратовских яхтсменов не оказалось. Как вспоминает Галина Петровна, одному из нынешних владельцев базы пришлось даже продать квартиру.
Новые хозяева продолжали поддерживать детский спорт. В настоящее время на базе бесплатно занимаются пятьдесят подростков. Клуб предоставляет им яхты, питание, организует доставку на Зеленый остров.
Участие же местной власти в развитии парусного спорта, как объясняют яхтсмены, до настоящего времени сводилось лишь к финансированию ставок трех тренеров в штате той самой Центральной муниципальной детско-юношеской спортивной школы. А все соревнования проводила за свой счет областная федерация парусного спорта.
В клубе "Сокол" помимо детской флотилии есть еще стоянки для более двадцати яхт, многие их владельцы на общественных началах также участвуют в обучении юных спортсменов, предоставляют им свои суда для занятий.
Распорядились чужой собственностью?
Решение горадминистрации о передаче территории "Сокола" муниципальной спортшколе стало громом средь ясного неба не только для владельцев базы, но и для всей региональной федерации парусного спорта.
Распоряжение об этом было подписано в июле, а уже в сентябре руководство ДЮСШ потребовало в течение месяца очистить территорию от "эллинга, катеров, яхт". Помимо детских яхт здесь стоит более 200 яхт, катеров и моторных лодок, принадлежащих бывшим и нынешним работникам завода.
Ломать, не строить
Как сообщили в мэрии, на "освобожденной" территории планируется возвести два новых эллинга, административный корпус, спортивные площадки для пляжного футбола и волейбола.
- Дети в результате только выиграют, - уверяет начальник управления по физкультуре и спорту городской администрации Саратова Андрей Каргин.
Замдиректора ДЮСШ Александр Чефранов поясняет, что сейчас на Зеленом острове юные яхтсмены занимаются далеко не в идеальных условиях, а их соседство с моторными лодками и вовсе опасно. "Если что-то произойдет, то ответственность будет нести не руководство "Сокола", а тренер и дирекция школы", - беспокоится руководитель. Правда, как признают сами чиновники, за все время существования яхт-клуба "Юнга" ни одного несчастного случая с детьми не произошло.
При этом, говоря о спортивном строительстве, в мэрии не смогли назвать даже приблизительной суммы, в которую может обойтись новый объект, покупка яхт и оборудования. В бюджете города на текущий год средства на это не предусмотрены, да и проект пока отсутствует. Заказывать его, как пояснил Андрей Каргин, собираются только после освобождения территории от прежних "постояльцев".
Вместо яхт - коттеджи
- Никогда владельцы катеров и моторок нам не мешали, наоборот - помогали яхтсменам добраться до берега. Кроме того, за счет их взносов мы развивали парусный и детский спорт, не требуя денег у государства, так зачем же теперь все разрушать? - недоумевает Галина Сарайкина.
Сами же судовладельцы убеждены, что чиновники стараются отнюдь не ради детей.
К примеру, на соседней базе "Орбита" до недавнего времени тоже занимались юные яхтсмены областной спортшколы с громким названием "Надежда губернии". Однако так же, как и в случае с "Соколом", администрация Саратова отказалась заключать с "Орбитой" договор аренды. В результате спортсменам теперь приходится швартоваться к бетонной стенке, а учиться ходить под парусом - вблизи фарватера, по которому идут суда.
А территорию базы мэрия передала частному лицу. Никакого развития спорта там больше не наблюдается, как и на многих других некогда знаменитых парусных зонах острова Зеленый. Зато там за высокими заборами появляются коттеджи, где, по рассказам очевидцев, постоянно видят одних и тех же известных в Саратове людей. Например, отца одного из муниципальных чиновников, в чью компетенцию входит развитие спорта.
Примечательно, что полугодом раньше, когда водно-спортивный клуб "Сокол" обратился в мэрию с просьбой о передаче участка ему в аренду (срок предыдущего постановления истекал), ему было отказано. Как объясняется в ответе за подписью главы администрации Саратова Алексея Прокопенко, "участок частично расположен в границах береговой полосы Волгоградского водохранилища". А несколько месяцев спустя чиновники с легкостью передали большую часть этой территории муниципальной ДЮСШ.
- Руководству клуба нужно было сразу посоветоваться с юристами и обжаловать в суде отказ администрации о предоставлении в аренду земельного участка. Но вместо этого, поверив городским чиновникам, они тратили время на получение согласования аренды в федеральных органах, - говорит юрист Юлия Шершова.
Городская прокуратура, куда руководство "Сокола" обратилось с жалобой, также посчитала, что постановление администрации о передаче земли муниципальной школе было незаконным. По словам зампрокурора Саратова Андрея Пригарова, "поскольку на территории базы имелись сооружения, их собственники в соответствии с законом имеют исключительное право на заключение договора аренды". Однако начатое сегодня судебное разбирательство обещает быть долгим. Отчасти и по вине самого клуба "Сокол", который не уладил вовремя ряд юридических вопросов. В частности, при передаче имущества не были оформлены документы на эллинг. И хотя руководство завода впоследствии подписало с клубом мировое соглашение, юристы горадминистрации оспорили эти действия в суде.