Напомним, военный самолет Су-27 упал под поселком Бесовец недалеко от Петрозаводска 28 июня 2012 года около 10 часов утра. Именно Боташев руководил летно-тактическими учениями. А потом решил сам сесть в кабину истребителя, чтобы принять участие в воздушной разведке погоды, хотя не прошел подготовку и не имел соответствующего допуска к полету на Су-27.
В небе Боташев начал демонстрировать незапланированные заданием фигуры высшего пилотажа. При выполнении "колокола" истребитель перешел в перевернутый штопор. После того как выправить его положение не удалось, экипаж катапультировался. При столкновении с землей самолет разрушился и загорелся. Члены экипажа не пострадали.
Против Канамата Боташева возбудили уголовное дело по статьям 351 ("Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия") и 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий"). Ущерб составляет 100 миллионов рублей.
Как заявил Боташев в зале суда, он нарушил порядок подготовки к полетам на СУ-27. Высокопоставленный офицер не предполагал, что данный тип самолета имеет особые аэродинамические особенности, и там все держится на автоматике.
Кстати, Канамат Боташев до памятного крушения уже имел взыскание - летал на истребителе, не имея доступа, и был отстранен от полетов. Тем не менее, он снова сел за штурвал. Как пояснил обвиняемый, он не знал о существовании подобного приказа, с данным текстом его никто не знакомил.
- А из каких средств вы собираетесь возмещать убытки в 100 миллионов рублей? - спросил генерал-майора военный судья.
- Из своей пенсии, которую мне назначат, ее размер будет от 25 до 27 тысяч рублей, - ответил подсудимый.
Как выяснилось в ходе заседания, за свою армейскую жизнь, а на военной службе Боташев с 1977 года, он ничего не заработал. Средств на сберкнижках у него нет, автомобиля тоже, жена не трудится, сын 1985 года рождения закончил вуз и ищет вакансии. Работает только дочь. Так что, по словам Канамата Боташева, ему, скорей всего, не хватит жизни, чтобы полностью расплатиться с ущербом за разбитый самолет, если суд оставит в своем решении сумму в 100 миллионов. Кстати, как сообщил на суде сам Боташев, уже есть приказ об увольнении его из армии по причине несоблюдения правил контракта.
Что касается полковника Евгения Олейника, который был в кабине истребителя вместе с Боташевым, то суд освободил его от уголовной ответственности, так как управление самолетом полностью принял на себя генерал-майор. Отказано в возбуждении дела и против подполковника Васильева, который в тот период был руководителем полетами. Он подчинился приказу вышестоящего начальника.
Судебный процесс продолжается.