- Что мы хотим дать посетителю? Дух времени и ощущение красоты! - сказал на встрече с журналистами генеральный директор музея Вим Пейбес.
Экспозиция музея сейчас выстроена по иному принципу, чем до реконструкции.
Во-первых, в музее отказались от шпалерной развески. Во-вторых, экспозицию выстроили хронологично, выставив рядом картины, посуду, мебель, декоративно-прикладное искусство той или иной эпохи. В залах искусства с 1950 по 2000-й, например, можно увидеть рядом с картинами Пита Мондриана фотографии, модель самолета и такой мучительный артефакт эпохи как одежду узника фашистского концлагеря.
Трудно сравнивать свои теперешние впечатления с воспоминаниями шестилетней давности, когда у российских журналистов была возможность заглянуть в реконструируемый музей.
Только помнишь, что раньше Рембрандт открывался тебе не сразу, а сегодня к "Ночному дозору" идешь как к "Сикстинской мадонне" в Дрездене, заранее понимая, что это кульминация экспозиции. А "Молочница" Вермеера и одна из его прекрасных "Девушек, читающих письмо", уже не так тотально изымает твое внимание из общего пространства, включенного в перекличку с мастерством других художников этой эпохи.
Музееманы, может быть, и будут ревновать к прошлым впечатлениям, но экспозиция выстроена очень ясно, прозрачно, линейно, и как заметил кто-то из российских журналистов с тщательным голландским вниманием к себе, поскольку Рейксмузеум показывает преимущественно голландское искусство. "Рейксмузеум - это память Нидерландов", отмечает его директор.
Экскурсоводы подчеркивают демократичность музея: Рейксмузеум не для элиты, он - для всех.
Музей, выставляя свои шедевры на других площадках, провел серьезную реконструкцию, зданию постарались вернуть первоначальный вид, тот, который ему задал его архитектор Питер Кейперс.
- Философия нового пространства, - комментирует куратор Дафна Рябоконь - возвратить здание к той форме, которую специально придумал для него его архитектор - мы восстановили внутренние дворы, впустили дневной свет.
Кейперс в конце 19 века специально для Государственного музея построил здание, которое сочетает в себе элементы голландской готической архитектуры, а также элементы романтизма и готики архитекторов Антонио Круза и Антонио Ортиса.
Единственное серьезное изменение - это современный атриум, внутренний световой двор, который создает новое пространство для большого количества музейных посетителей.
А внутри музея восстановлена, например, потолочная роспись. Правда, реставраторы не стали снимать слои штукатурки, которыми ее закрыли, а воссоздали орнамент при помощи современных материалов.
Но голландцы недаром слывут гениями современного дизайна, в старом реконструированном музее огромное количество современных дизайнерских решений. Начиная от цвета стен - темно-серого, лучше всего помогающего увидеть картину, и специальных лампочек от фирмы "Филипс" с особенным световым спектром для подсветки и заканчивая современной люстрой под чугунной крышей Кейперса, которая снижает высоту здания до комфортной и заметно улучшает акустику.
Куча таких дизайнерских "фишек" не ломает пространство известного и любимого многими музея. И в нем недаром ожидают до 2 миллионов посетителей в год.
О том, что выставочное искусство в Голландии это своего рода "передовые технологии" в действии можно было убедиться и в музее Франца Хальса в Харлеме.
Здесь торжествует "сравнительный метод", и знаменитые картины Хальса можно увидеть рядом с гениальным Рембрандтом, блистательным Рубенсом, замечательным Ван Дейком - "метод" художника таким образом определяют твои собственные глаза, а тайны подсказывает искусствовед.
Количество российских туристов в Голландии в прошлом году увеличилось на 5 процентов.
С целью привлечь еще больше гостей в 2013 году власти намерены сделать акцент на семейный туризм.
Блистательным примером такого музея семейного туризма служит музей в городе Заандам. Она рассказывает о народных легендах этого местечка, отразившихся в картинах, вышивках и росписях на тарелках. Об исчезнувшем промышленном производстве, преимущественно кондитерском. Дети могут наблюдать производство печенья. Начиная от замеса теста и кончая упаковкой в коробки на устаревшем, но работающем оборудовании и даже сами могут поуправлять процессом производства сладостей или сортировки арахиса. При этом фотографии начала 20 века и рекламные рисунки на конфетных коробках его середины привносят особенный колорит "настоящей жизни" в "играющие" экспозиции.
Интерактивными штучками напичкана и выставка "Петр Великий, вдохновенный царь", открытая недавно Президентом России и королевой Нидерландов совместно с перекрестным годом России в Голландии и Голландии в России в Амстелхофе, в центре Эрмитаж-Амстердам. На ней, например, есть копия камзола Петра I, примерить которую могут все желающие. Двухметровому Петру камзол был по колено, многим примеряющим по щиколотку.