"РГ" узнала, как в Петербурге пройти немаловажную процедуру

Апрель - месяц, когда оформить загранпаспорт особенно сложно. Накануне летних отпусков очереди в районные отделения УФМС и отдел оформления заграничных паспортов в Едином центре документов (ЕЦД) выстраиваются задолго до их открытия. На вопросы, связанные с оформлением загранпаспорта, отвечает директор ЕЦД Дмитрий Ромашко.

Дмитрий Валерьевич, очереди желающих подать документы на получение загранпаспорта в Едином центре документов сейчас просто гигантские…

Дмитрий Ромашко: Увы, это случается каждый год. Многие рассуждают так: "Оформление загранпаспорта занимает месяц, значит, если я приду в начале апреля, то к маю как раз получу документ". И все бы ничего, но когда с такими мыслями одновременно приходят тысячи человек, сложностей не избежать.

Давайте разберемся, откуда берется очередь. Большинство наших клиентов - вероятно, по старинке - стараются прийти пораньше, часам к семи утра, при том, что Центр открывается в девять. К этому времени скапливается около 100-150 человек. С учетом того, что пропускная способность отдела оформления заграничных паспортов, находящемся в ЕЦД, около полутора тысяч человек в день, это, в принципе, немного. В 08.30 специалисты начинают выдавать талоны, в 09.00 начинается прием. В 09.30 уже нет никого вообще. Так что я бы советовал приходить днем - тогда в очереди стоять не придется.

Правда, так обстоят дела летом. Сейчас же, в пиковый период, к моменту открытия Центра в очереди ждут не сто, а пятьсот человек! За день же обращается столько народа, что, к сожалению, даже талонов может на всех не хватить.

Так почему бы вам просто не увеличить количество талонов на период повышенного спроса?

Дмитрий Ромашко: Пропускная способность установлена не просто так. Если превысить лимит, сотрудники УФМС не будут справляться, и начнутся задержки с выдачей готовых паспортов. Сейчас же, на какое бы время не пришлось оформление загранпаспорта, оно не занимает больше месяца.

В общем, чтобы оформление загранпаспорта не превращалось в проблему, думать об этом надо заранее. Если нет срочной необходимости, я бы посоветовал подождать хотя бы середины мая, когда ситуация станет не столь напряженной.

А какие месяцы в этом отношении самые свободные?

Дмитрий Ромашко: С июля по октябрь заявлений на оформление загранпаспортов меньше всего.

Но что делать если паспорт нужен все-таки сейчас, срочно?

Дмитрий Ромашко: Наверное, все-таки встать пораньше и занять очередь. Пока не пройдет "апрельский пик", сложно с уверенностью советовать что-то еще.

В Центре есть услуга ускоренного оформления загранпаспорта. Должно быть, там очередь поменьше?

Дмитрий Ромашко: Да, услуга по подготовке документов для получения загранпаспорта включает в том числе их подготовку в электронном виде, что позволяет сократить сроки проведения различных проверок и создает возможность для получения паспорта быстрее стандартного срока. Прием документов в таком случае также лимитирован, причем здесь талонов значительно меньше, чем на обычную подачу. Эта услуга настолько востребована, что иногда талоны в "срочной" очереди заканчиваются быстрее, чем в обычной.

Кстати, именно платные услуги Центра, в том числе в части оформления загранпаспортов, вызывают больше всего возмущений у горожан: мол, сотрудники делают все для того, чтобы их навязать…

Дмитрий Ромашко: Ничего подобного. Посетители имеют выбор - обратиться либо к федеральным структурам, которые находятся на площадях Центра, либо в коммерческую организацию к квалифицированным специалистам. Подчеркну, сотрудники коммерческих организаций, находящихся в Центре, не делают паспорта - этим занимается исключительно УФМС, - а лишь помогают подготовить пакет документов. Практика показывает, что в коммерческие организации за подготовкой пакета документов обращаются более 30 процентов граждан.

Неужели заполнение анкеты - настолько сложный процесс, что с ним не справиться без помощников?

Дмитрий Ромашко: Там действительно есть свои тонкости и нюансы, в которых многие ошибаются (впрочем, правила заполнения без труда можно найти в Интернете). Не говоря уже о том, что порой сотрудники УФМС сталкиваются с откровенной безграмотностью, а ведь анкета на загранпаспорт должна быть заполнена безупречно.

Характерный пример из практики: специалист принимает у женщины анкету и не находит указанного адреса в базе данных. Оказалось, в названии своей улицы - Кржижановского - заявительница умудрилась сделать три ошибки. И все остальные графы заполнены примерно так же. Сотрудник УФМС, разумеется, возвращает документы с просьбой заполнить их грамотно. Та в крик: "Я сюда пришла не диктант писать! Вы у меня деньги вымогаете!.." Да нет же, мы просто настаиваем на том, чтобы документы были оформлены правильно.

Не могу не напомнить о том, что таких условий, как в ЕЦД, при оформлении загранпаспортов никогда не было: кондиционеры летом, тепло зимой, кафе, бесплатный Wi-Fi, и даже комната для грудничков.

Знаете, это как вагоны в одном и том же поезде. Одни прекрасно чувствуют себя в плацкарте, а другие иначе как в спальном не путешествуют. Так же и у нас: результат один, мы просто предоставляем возможность выбрать сервис.

Еще одна распространенная тема для жалоб: в талоне, который выдают в девять утра, может быть указано время приема документов - пять вечера. "День насмарку", - сетуют люди…

Дмитрий Ромашко: У меня это вызывает искренне удивление. Время приема документов указывается в талоне исключительно для удобства посетителей.

Создавая Центр, мы прекрасно понимали, что очередей не избежать - реформирование государственной структуры не входит в нашу компетенцию. Наша задача - сделать ожидание максимально комфортным. Поэтому была создана электронная очередь. Человек получает талон, в котором указанно конкретное время приема документов - например, с 17 до 17.30. Ведь ясно, что если с заявлениями на оформление паспортов с самого утра собралось 600 человек, то за полчаса их всех не примут. Человек может спокойно заниматься своими делами и вернуться в Центр аккурат к назначенному времени - как раз для того, чтобы день не пошел насмарку. Неужели было бы лучше весь день маяться в живой очереди?..

Правда ли, что с сентября при оформлении загранпаспортов станет обязательной процедура дактилоскопии?

Дмитрий Ромашко: Вероятность того, что это случится так рано, крайне мала. Но такие слухи - одна из дополнительных причин нынешнего ажиотажа вокруг получения загранпаспортов. Не все горят желанием оставлять свои отпечатки пальцев. Такие люди сейчас стремятся как можно скорее получить паспорт, чтобы в ближайшие десять лет не фигурировать в дактилоскопических базах.
В настоящее время пальцы откатываются только у мигрантов - Петербург в этом отношении стал пилотным городом, на котором отрабатывается методика. В порядке эксперимента тысяча дактилоскопических карт мигрантов уже передана в ГУВД. Выяснилось, что около 60 человек числятся в розыске, а один и вовсе оказался уголовником-рецидивистом.

В то же время законопослушные мигранты даже рады дактилоскопии. В сложной ситуации это может помочь им доказать свою непричастность к преступлениям, которых они не совершали (выходцы из азиатских стран СНГ нередко бывают для потерпевших "на одно лицо"), или, допустим, без проблем восстановить утраченные документы.

Контакт

УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: (812) 713-75-24, ufms.spb.ru
Единый центр документов: Санкт-Петербург, улица Красного текстильщика, 10-12, (812) 777-10-00, 7771000.ru

На заметку

Оформить загранпаспорт в Санкт-Петербурге можно несколькими способами:

1. Обратиться в один из 18 районных отделов УФМС по месту жительства.

2. Обратиться в отдел оформления загранпаспортов в Едином центре документов (подготовить пакет документов можно в одном из четырех отделений).

3. Оставить заявку на портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, прикрепив в электронном виде необходимые документы. После обработки данных специалисты УФМС назначат время личного приема.