Соответствующие поправки в законодательство подготовил Минтруд России. Они обсуждались на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений под председательством вице-премьера Ольги Голодец.
Презентовала документ замминистра труда и соцзащиты Татьяна Блинова. Она подчеркнула, что речь не идет о новых льготах или преференциях для иностранцев, а документ разработан в соответствии с теми обязательствами, которые взяла на себя Россия при вступлении в ВТО.
В законопроекте указано, что специальное разрешение на работу может получить "ключевой персонал" филиалов или дочерних фирм иностранных компаний, а именно - люди, занимающие должность руководителей этих филиалов или "дочек" или иную должность при условии, что иностранцы будут вовлечены в оказание услуг в России, обладают высоким уровнем квалификации и незаурядными способностями. Минимальная зарплата в России для этих специалистов установлена в два миллиона рублей в год. Одна компания не может привлечь более пяти "ключевых" специалистов, а в банковской сфере - не более двух.
Квота на эту категорию мигрантов распространяться не будет. Но правительство закрепляет за собой право устанавливать ограничения на их привлечение, исходя из ситуации на рынке труда.
Однако профсоюзы (да и работодатели) не очень удовлетворились тем определением "ключевого персонала", которое дано в законопроекте. Как не поняли они и то, что скрывается за определением "незаурядные способности".
Как объяснила Татьяна Блинова, подробное толкование понятий будет в подзаконных актах после того, как примут законопроект. Но, по мнению профсоюзной стороны, обсуждать законопроект нужно сразу с проектом постановления правительства, расставляющем точки над "i", чтобы потом не возникало разногласий.
"Ключевой персонал" - новый термин для нашего трудового законодательства и, скорее всего, он получит широкое распространение, а потому сразу должны быть четкие критерии для него. Как стоит сразу разъяснить и то, что значит "незаурядные способности", - сказал глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. И с ним, кстати, согласилась Ольга Голодец.