Эксперты нижегородского IT-форума назвали дату "смерти" печатных СМИ

Газеты не только не исчезнут в ближайшее время, но и будут приносить хороший доход, однако только в случае правильного использования своих преимуществ. К такому выводу пришли участники круглого стола "Монетизация контента печатного СМИ - можно дли заработать на сайте?", организованного выездной редакцией "Российской газеты" в рамках VI Международного форума "ITForum 2020/Взгляд в будущее".

"РГ" уже третий год подряд выступает партнером IT-форума и тема о положении традиционных СМИ в эпоху развитого интернета также поднимается не впервые. Но так совпало, что форум этого года проходит под девизом "Конец бумажной эры". Касается это по замыслу организаторов в первую очередь чиновничьей бумажной волокиты и перехода порталов госуслуг в активное рабочее состояние. Но разговор о бумажной эре в кулуарах форума затронул и положение печатных СМИ. Мнения разделились, кто-то уверен, что газеты "умрут" окончательно и даже называется дата - к 2017 году, кто-то считает, что они не только не исчезнут, но и будут по-прежнему приносить доход.

- Интернет наступает, это не предположение, это реальность, - высказал свое мнение директор самарского филиала "РГ" Владимир Бабенков. - Но при этом обратите внимание на такие цифры: тираж "РГ-Недели" 3,2 миллиона экземпляров, это большой тираж для России. А вот в Японии, где, кстати, и было изобретено болшьшинство гаджетов, выходит печатная газета тиражом 10 миллионов экземпляров. Еще одна страна, где новинки интернета в почете - США. Газета Washington Post выходит тиражом 860 тысяч экземпляров, приложение к ней - тиражом 640 тысяч.

Участники круглого стола предположили, что, возможно, со временем чтение печатных газет станет показателем определенного культурного уровня.

Директор филиала "РГ" в Воронеже Олег Колесников предложил посмотреть на вопрос о возможной монетизации контента печатных СМИ с другой стороны.

- Газеты продают в киосках, которые ориентированы в первую очередь на табак, а не прессу, - отметил он. - Когда у этих торговцев начинаются проблемы, они бегут почему-то не к табачникам, а газетчикам. Если бы суметь их переориентировать, ситуация могла бы измениться. Почта России вполне могла бы торговать газетами, но она, к сожалению, пока не видит газеты как товар. Что делать в таком случае? Конечно, не ждать, когда опомнятся почтовики или торговцы киосков, надо использовать уникальные возможности интернета. Вот пример, мы делали страничку 32-го Тамбовского фестиваля Рахманинова. Уровень мероприятия обычно оценивается по числу телекамер, но беда в том, что все отснятое ими чаще всего остается на монтажном столе, так и не дойдя до эфира. Почему? Да потому, что вместо ожидаемого сюжета о культуре там чаще всего идет отчет о посещении этого мероприятия первого лица региона. Мы не обошли вниманием первое лицо, но у нас было много сюжетов с разной подачей, были фоторепортажи и видеосюжеты. Фестиваль получил большой резонанс - это как раз и есть то, к чему стремятся организаторы.

По мнению зампредседателя Союза журналистов Нижегородской области Ирины Панченко, ни книги, ни газеты, ни журналы никуда не денутся.

- Помните, такие большие дискеты, на которые мы когда-то записывали информацию, - сказала Ирина Панченко. - Дискеты до сих пор лежат у многих, а вот прочитать, что на них - трудно, нет давно тех считывающих устройств. Получается, что газета при всей хрупкости, более надежна и долговечна.

Директор нижегородского филиала "РГ" Александр Сысоев, предложил простой способ увеличения статистики посещения сайта газеты.

- Завести на сайт информацию о погоде, продажу билетов и количество посещений возрастет, - сказал Александр Сысоев. - Да, при этом, так или иначе, но появляется еще и бренд портала, а не только СМИ. Но это не обязательно плохо для бренда газеты.

Представители районных газет рассказали о нюансах работы в глубинке. Оказывается, сайтом там не всегда есть, кому заниматься, нужна кадровая переподготовка, к тому же многие руководители сомневаются - не будет ли сайт конкурентом печатному варианту. Начальник рекламного отдела "Борского информационного агентства" Ирина Дерябина поделилась с коллегами опытом: после появления интернет-ресурса у издания появились новые читатели, аудитория расширилась.

Кроме этого в процессе круглого стола выяснилось, что пока идут разговоры и скорой "смерти" газет, у некоторых печатных изданий тиражи не только не падают, а даже растут.

Участники  круглого стола согласились, что печатные СМИ находятся в какой-то степени даже в более выгодном положении, чем виртуальные, потому что у них есть возможность зарабатывать и на печатных площадях, и на сайтах своих изданий. Но при этом все единодушно сошлись во мнении, что для этого требуется творческий подход и объединение усилий и журналистов, и маркетологов.