Главные сенсации были там, где их меньше всего ждали: на выставочной площадке "Уралвагонзавода", презентовавшего сугубо мирную продукцию, и на стендах предприятий, которые относятся к среднему бизнесу.
Была такая шутка: что бы в СССР ни делали, всегда получался либо автомат Калашникова, либо танк. Cейчас, на базе канадских технологий и креативности конструкторских мозгов "Уралвагонзавода", разрабатываются вагоны для московского метро, которые могут конкурировать с лучшими мировыми разработками. В чем их особенности?
Они будут сквозными - от первого вагона до последнего можно будет пройти, не выходя на платформу. Это увеличит заполняемость поездов и повысит безопасность. Движение, благодаря особой амортизации и новым материалам, обещает стать практически бесшумным. Вентиляцию устроят так, что воздух будет свежим, а сквозняки исчезнут. Посадка-высадка, даже в час пик, пройдет быстрее, так как двери значительно расширят. В перспективе эти метропоезда могут управляться и без машиниста - такой опыт в мире уже есть. Они станут намного мощнее и в то же время экономичнее.
Кажется невероятным, но 100 лет назад в России на предприятии "Руссо-Балт" проектировали и собирали автотехнику, которая по своим характеристикам превосходила европейские образцы того времени. В начале ХХI века группа энтузиастов пытается воссоздать и марку того предприятия, и традиции. В автомобиле Russo-Baltique необычно все: кузов с длинным капотом и закрытыми задними колесами, оригинальное остекление, корпус, выполненный из карбона, дизельный двигатель мощностью 612 л.с. На его базе можно выпускать целый ряд мощных спорт-каров и автомобилей спецназначения, в том числе для армии.
Идея конвертопланов не нова, но то, что показали в Ганновере, может совершить революцию в транспортном движении. Практически завершено проектирование летающего автомобиля. Размер его 6х6 метров. Взлетает с места, перемещается на расстояние до 2000 км со скоростью 500 км/час. В кабине могут находиться 5 человек и 200 кг груза. Максимальная высота подъема - 7600 метров. Мощность двух дизельных двигателей по 500 л.с., расход топлива в полете - 8 литров на 100 км. Если в воздухе случается аварийная ситуация, срабатывает парашютная система, обеспечивающая мягкое приземление аппарата вместе с пассажирами. Стоимость летающего авто не должна превышать цены хорошего лимузина. А в перспективе станет вполне доступной человеку среднего достатка.
Такой летательный аппарат вполне конкурентоспособен с автомобилем и относительно безопасен. Он может взлетать с любого пятачка и садиться тоже на пятачок ровной площадки. В небе пока еще пробок нет, поэтому, например, от Питера до Москвы можно добраться за час с небольшим. Заправлять его двигатели можно автомобильным дизтопливом на любой АЗС, рядом с которыми вполне реально оборудовать специальные взлетно-посадочные площадки.
Известно, что одинаковые полюса магнитов отталкиваются друг от друга. А использование сверхпроводников при создании магнитного поля творит настоящие технические чудеса. Можно строить левитирующие поезда. Вагоны висят в воздухе, не касаясь поверхности магнитного монорельса. Перемещаться могут со скоростью свыше 500 км/час. Их почти невозможно столкнуть в сторону. Классический состав гораздо быстрее теряет контакт с рельсами и летит под откос. Для создания левитации не требуется никаких вращающихся деталей, подвода электроэнергии, которая в малых количествах необходима лишь для разгона и торможения. Один магнитный модуль размером 40х20 см может поднять до 500 кг.
Традиционно считалось, что самое сложное и дорогое в достижении сверхпроводимости - создание и поддержание температуры, близкой к абсолютному нулю. Сверхпроводящие ленты, выпускаемые в Москве, обеспечивают сверхпроводимость при минус 183 градусах по Цельсию. Это температура жидкого азота, стоимость которого десять рублей за литр - дешевле бутилированной питьевой воды.
Пучок небольшого диаметра из таких лент позволяет передавать электроэнергию любой мощности, практически без потерь и реализовать на практике транспортную левитацию. Фантастика становится реальностью.
В рамках "HANNOVER MESSE - 2013" прошел международный форум промышленного дизайна.
Его организатор Владимир Пирожков пригласил для участия в нем выдающегося создателя автомобильных форм - Криса Бэнгла, который 20 лет возглавлял центр дизайна корпорации БМВ.
Бэнгл провел мастер-класс перед студентами дизайнерских школ ряда стран Европы и России, после чего дал задание за несколько часов придумать и нарисовать оригинальную концепцию транспорта будущего.
Полная свобода и креативность в подходах к решению сложных инженерных задач показали, что по своему творческому уровню и профессиональной подготовке наши студенты дают фору сверстникам из Западной Европы. Лучшим в конкурсе стал студент 4-го курса Уральской архитектурно-художественной академии Александр Галактионов. На прекрасном английском он блестяще защитил свой проект. Бэнгл признался, что раскрепощенный полет русской фантазии в области создания перспективных средств передвижения его приятно удивил. И в данном случае победил не один студент, а вся Уральская школа промышленного дизайна, после чего вручил диплом ректору академии Сергею Постникову.
Кстати
Если судить по общему технологическому состоянию настоящего времени, представлявшемуся на "HANNOVER MESSE - 2013", то могло сложиться впечатление - Россия отстала почти везде и навсегда. Но если оценивать потенциал технологий не только сегодняшнего дня, то можно утверждать: в реперных точках ноу-хау XXI века русская научно-технологическая мысль лидирует даже с некоторым опережением мирового уровня.