Работники сибирского АПК пожаловались на неравные условия

В Сибири начинается посевная. Время дорого - весенний день, как известно, весь год кормит. Видимо, поэтому программа II съезда работников АПК Сибири уместилась в один день.

Как отметил открывший форум полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, за время, прошедшее между первым и вторым съездом (почти пять лет - "РГ"), аграрии и власти "добились немалого".

- Повысилась производительность труда, выросли урожаи, улучшилось финансово-экономическое состояние села. Большинство хозяйств сегодня работает рентабельно, развивая и обновляя свои производства, построены мощные перерабатывающие комплексы, - подчеркнул полпред.

Особенно впечатляющий рывок за эти годы продемонстрировал Красноярский край - по большинству сельхозпоказателей он сегодня лидирует в СФО.

- Край - ведущий сибирский регион по культуре земледелия. Уже девять лет подряд красноярские аграрии получают лучшую в Сибири урожайность зерновых культур, и в последние годы она стабильно держится на уровне 23-24 центнеров с гектара, - отметил директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений минсельхоза России Петр Чекмарев.

Из более чем пятисот делегатов и участников съезда большинство представляло традиционные "сибирские житницы" - Алтайский край, Новосибирскую и Омскую области. Настроение гостей резко контрастировало с бодрыми заявлениями и общим оптимистичным настроем хозяев. Особенность западных регионов Сибири - исключительная зависимость урожаев от климатических условий. И если в Красноярском крае прошлогодняя засуха не слишком сказалась на урожае, то для соседей она едва не обернулась катастрофой. Так, только в Новосибирской области вместо обычных трех миллионов тонн зерна в закрома засыпали меньше полутора миллионов.

Поэтому большинство вопросов делегатов съезда касалось форм и размеров государственной поддержки агробизнеса. Например, будет ли она дифференцированной для регионов - ведь нелогично на одних и тех же условиях субсидировать сельхозтоваропроизводителей из благодатной Кубани или из подтаежных районов Томской области, где даже скотоводством заниматься сложно - коров заедает гнус.

Тема неравных условий, серьезно сдерживающая развитие в Сибири аграрного бизнеса, поднималась на съезде вновь и вновь. Практически на каждом круглом столе участники спрашивали: почему закупочная цена на зерно в СФО при государственных интервенциях ниже (при сопоставимом качестве), чем в европейской части страны? Когда, наконец, исчезнет диспаритет цен и подешевеют кредиты? Почему вывоз сибирской сельхозпродукции сдерживается транспортными, в первую очередь - железнодорожными, тарифами? Как убедить власти страны приравнять продовольственную безопасность России к стратегическим задачам обороноспособности, тем самым перераспределив ресурсы в пользу села?

Касаясь темы вступления России в ВТО, выступающие рассказывали о связанных с этим проблемах, потенциальных или уже возникших. Об открывающихся перспективах говорили гораздо реже. Многократно звучали цифры - какие субсидии получают европейские фермеры в пересчете на гектар пашни, а какие - наши. Конечно, сравнивать 800 евро на гектар для финского крестьянина с восемью евро для томского - это, по меньшей мере, неловко. Однако требования ВТО и практика Евросоюза предполагают не столько прямые дотации, сколько косвенное стимулирование. В том числе и сдерживающее рост производства. К чему это привело в конце прошлого десятилетия - помнят уже не все (резкий рост цен на продовольствие в 2008-2010 годах стал глобальным дестабилизирующем фактором). В России же до сих пор государственная поддержка аграриев постоянно растет, обретает новые формы, но вектор этого процесса совершенно прямой: государство стимулирует производство сельхозпродукции и косвенно - смежные отрасли.

По словам одного из участников съезда, сельское хозяйство в Сибири - это "до сих пор не бизнес, а образ жизни". И образ этот во многом остается не самым привлекательным. Неслучайно один из пунктов резолюции прямо предусматривает выделение средств госбюджета на развитие социальной сферы сибирского села. В первую очередь - на строительство дорог и организацию доступного транспортного сообщения, возведение современной коммунальной инфраструктуры и социальных объектов. Иначе дефицит кадров и желание молодежи уехать в город не преодолеть.

Практический эффект от работы съезда, в любом случае, достигнут - голос сельских жителей был услышан представителями федеральных и региональных властей. Для закрепления этого эффекта делегаты форума приняли проект резолюции - довольно обширный документ, наполненный разнообразными предложениями. Давно, впрочем, знакомыми, поскольку услышать их от аграриев можно было и десять, и двадцать лет назад.