22.04.2013 23:24
    Поделиться

    Александр Сайбединов: Массовая школа изменится независимо от ситуации

    Новые образовательные стандарты только предполагают, что художественная или музыкальная школы могут объединиться с обычной общеобразовательной. А в Томске подобная школа работает с 1995 года, когда о новых стандартах никто и не помышлял. За свою авторскую методику "Путь к не такой школе" директор Губернаторского Светленского лицея города Томска Александр Сайбединов получил премию правительства РФ. О своем опыте он рассказал корреспонденту "РГ".

    В своей школе вы перекроили учебный план в пользу творческих предметов. Почему?

    Александр Сайбединов: Дело в том, что без них система образования становится косной и неполноценной. Мы изменили содержание образования, ввели туда художественно-эстетический блок, без которого школа становится "невкусной".

    В обычной школе 95 процентов предметов - общеобразовательные, и лишь 5 - творческие. Мы расширили в учебном плане долю творческих занятий до 20 процентов. За счет чего? Используя часы так называемого "школьного компонента", который есть в образовательном стандарте. Хочу подчеркнуть, что федеральный компонент, гарантированный каждому школьнику государством, не тронут и полностью выполняется. Но часто школы используют вариативные элементы как дополнительные часы для общеобразовательных предметов, скажем, математику, чтобы получить более качественный результат. Мы же направляем это время на творческие дисциплины. У нас есть не только музыка и рисование, но еще и история искусств, и основы дизайна, практическая философия и художественный труд.

    И какой эффект от такого творческого подхода?

    Александр Сайбединов: Вы удивитесь, но вот факты. Мы увеличили время на творческие предметы и ничего не добавили к математике. И тем не менее успеваемость по этому предмету выросла. Если на "4" и "5" по математике в обычной школе учатся примерно 45 процентов школьников, то у нас - не ниже 60. Вот к примеру, как распределяется нагрузка на учеников, скажем, 5-го класса: 6 часов математики, 4 часа ИЗО, 2 часа художественного труда, час музыки.

    Кстати, вы за творческие предметы ставите оценки?

    Александр Сайбединов: Ни в коем случае. По идее надо бы и половину гуманитарных предметов перевести на безоценочную систему. Чтобы ребенок приходил не отметку зарабатывать, а познавать мир. Как можно ставить оценку по пению? Кто-то хорошо поет - у него есть слух и голос, а у другого этого нет, но он поет - душой. Внутренняя эмоция - вот что важно.

    Сегодня много говорят, что школе нужен новый учитель, минобрнауки даже взялось за качественную модернизацию педобразования. А каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?

    Александр Сайбединов: Многие не замечают, но у нас уже появился новый учитель - информационное пространство: Интернет, телевидение. Но что они могут дать ребенку? В лицее мы "наняли" этого учителя на работу. Установили на этажах в коридорах "терминалы знаний", знаний о культуре: на специальной стойке закреплен монитор с клавиатурой. Работает 24 часа в сутки, в памяти компьютера есть все разделы по теме - архитектура, искусство, музыка. Надел наушники, нажал кнопку - слушаешь симфонию Чайковского или фугу Баха. Можно посмотреть биографии композиторов. Такие терминалы у нас по всем дисциплинам. Дети от них на переменах не отходят. Но это не Интернет. Базы данных пополняются нашими педагогами и старшеклассниками.

    Такими темпами у вас дети и вовсе перестанут ходить на уроки!

    Александр Сайбединов: Пройдет лет 10, и уроки в нашем сегодняшнем понимании перестанут существовать. А массовая школа независимо от желания и ситуации изменится. Массового образования в его нынешнем виде не будет. Нужен новый учитель, носитель ценностей, наставник, помощник. Для того, чтобы рассказать, где протекает Хуанхэ или когда родился Николай II, не нужен учитель-человек. Факты пора отдавать информационному пространству. Исчезает преподаватель, остается Учитель, который расскажет, не когда была война, а почему, не сколько осталось животных на планете, а что будет с нами, если они исчезнут совсем. Учитель, который поможет открыть новое и найти решения.

    Для перехода к новым стандартам образования дано время до 2020 года. Вы же в лицее изменили содержание образования всего за год. Как такое возможно?

    Александр Сайбединов: Новые ФГОСы - очень длительное, но, увы, малоэффективное изменение содержания образования. Нельзя его менять на протяжении 11 лет. Мы и так уже догоняем поезд, а он с каждым годом уезжает все дальше.

    Поделиться