Слухи на то и слухи, чтобы их опровергать. Но в каждом слухе есть толика правды. Ржевская поликлиника не бастовала. Мамы, как обычно, записывались на прием в регистратуре. Но часть зарплаты за январь-февраль действительно задержали. И коллектив пригрозил главврачу Центральной районной больницы Анатолию Бегларяну "итальянской" забастовкой.
Чтобы понять, как начисляется зарплата российскому врачу, надо быть как минимум заместителем министра финансов. К смехотворной ставке, не доходящей до 7 тысяч рублей, приплюсовываются всевозможные выплаты за стаж, усердие, выполнение нормативов и прочая, и прочая... На круг выходят терпимые деньги. По словам того же Бегларяна, от 20 до 40 тысяч в месяц. 10 тысяч из них перечислялись всегда из федерального бюджета. Остальное выплачивал местный бюджет. С этого года реформа здравоохранения, о которой так много говорили в Москве, пришла и в Тверь. Финансирование стало, по меткому выражению министра здравоохранения Вероники Скворцовой, "одноканальным". Все деньги на зарплаты должны были пойти через местный бюджет. Но канал, как это часто бывает, засорился. 10 тысяч "федеральных" не пришли. Их попросту отменили. Сказали, что по новой схеме каждый главврач будет выплачивать стимулирующие надбавки. Что тут началось!
Первыми в атаку поднялись врачи из Ижевска. Сразу две поликлиники объявили "итальянскую" забастовку. Это когда врачи ходят на службу. Говорят пациентам: откройте рот, дышите - не дышите. Но строго по нормативу. Для детей это четыре пациента в час. И ни на одно ухо-горло-нос не больше. А только в ржевской поликлинике принимают по 40 малюток за три часа. И то, если нет эпидемии гриппа.
- Я узнал о готовящейся забастовке из СМИ, - говорит мне главврач Бегларян. - И тут же выплатил эти недостающие деньги. Забастовки не случилось. Но врачи зачем-то нарисовали плакаты. Вышли на улицу. Это опубликовал Интернет. Начались проверки. Вот и вы приехали...
Плакаты рисовали всю ночь. "Прекратим развал бесплатной медицины", "Солидарны с бастующими медиками", "Требуем улучшения условий труда" - выводили цветной тушью на белом ватмане. И вышли на крыльцо своей поликлиники для группового снимка. Идейным вдохновителем и направляющей силой первого в новейшей истории Ржева медицинского пикета был депутат областного Законодательного собрания от КПРФ Артем Гончаров. Пикет длился всего три минуты. Свободными от приема оказались лишь 8 медиков. Их и запечатлел фотоаппарат. Депутат выложил революционную фотку в Интернет. С этого момента у педиатров началась новая жизнь.
Раньше здесь был детский садик. Потом кожвендиспансер. Сейчас детская поликлиника. С самого утра в сестринскую носили стулья. Это единственное помещение, где кроме холодильников с анализами, шкафов с халатами может поместиться министр областного здравоохранения со своей свитой. Я пришел в поликлинику, как только улеглась пыль от черных лимузинов. В коридоре врачи на краешке стола заполняли истории болезней. Пахло хлоркой и дорогими "министерскими" духами. Меня встретила заведующая поликлиникой Лилия Московченко.
- Да, только что вот на этом самом месте прошел "круглый стол" с участием тверского министра здравоохранения Елены Жидковой. Во всем разобрались. Так что зря все это поднялось. У нас тут есть пару активистов, которые и письмо президенту даже писали.
- Помогло?
- Нет...
- Значит, не зря! - вступает в разговор депутат областного Заксобрания Татьяна Королькова. - Выступили, вот и результат! После детской поликлиники всем врачам отдали их кровные...
Депутат сопровождает меня в моих походах по чиновникам. Так им труднее спрятаться от неудобных вопросов. А их накопилось больше, чем коклюшных палочек в анализах больных детей.
- Средний возраст врачей у нас 57 лет, - продолжает свой рассказ заведующая. - На каждом участке по 800 детей. Врачей, конечно, не хватает. Работают с запредельными нагрузками. Четыре ставки пустует. Это значит, что больных мы перекидываем на других участковых. А врачи не едут к нам. Потому что нет жилья. В прошлом году чуть не приехала семья педиатров по программе переселения. Но квартиру им не дали. Они тогда в Подмосковье устроились. Лечить некому.
Не только лечить некому, скоро будет лечить некого. Молодежь и средний возраст убывает на заработки в сытную Московскую область. А старики убывают естественным путем.
С одной из зачинщиц пикета я встретился на условиях анонимности. Она села в мою машину, словно Штирлиц к Борману.
- Я вообще-то дала слово больше "не гнать волну"...
- Кому?
- Коллективу. В присутствии министра. Ведь мы просто хотели поддержать коллег из Ижевска. Послать им весточку. Дать понять, что они не одни.
- Хорошо. Давайте просто разберемся. Письма президенту о несовершенстве заработка врача писали?
- Писали. Мы выступаем за то, чтобы наши зарплаты хотя бы не уменьшались. Была нормальная прозрачная ставка, равная средней зарплате. А от нее уж все надбавки считать. Без этих хитростей. Вот, посмотрите мой квиток.
Из расчета заработной платы следует, что врач N получила за 20 рабочих дней и 155 рабочих часов 18 630 рублей 55 копеек. Из них 10 тысяч та самая "стимулирующая надбавка по участковым показателям". Если ее вычесть, то и вправду остаются одни слезы.
- А еще вызовы. Раньше хоть проездной до пяти вечера выдавали.
- Как это, до пяти?
- Срок действия с 9 утра до 5 вечера в рабочие дни. С утра прием в поликлинике. После двух едешь в район. Если автобус есть. А обратно на своих возвращаешься. Разве когда в эти отведенные по закону часы укладываешься? Сейчас и проездной отменили. Как жить? Дочке компьютер купила в кредит. Она у меня студентка. Так мне уже снятся судебные приставы.
- Так проблема вроде решена. Министр обещала, что получать меньше не будете. Только больше.
- Раньше мы эту надбавку получали при любой погоде. Сейчас эти деньги платят на усмотрение главврача. Не так все просто. Не понравился начальству - соси лапу.
Среди вычетов в табеле врача N профвзносы - 212 рублей 40 копеек.
- Так у вас же профсоюз. Обращались?
- Приезжали из Твери. Ругали нас за деятельность, подрывающую авторитет власти.
- Так положите профсоюзный билет на стол. Целых 212 рублей 40 копеек сэкономите.
- Нет, а вдруг я еще выступлю на профсоюзном собрании?
- А когда оно будет?
- А я почем знаю? Последний раз я там 5 лет назад была. Выступила с критикой. Больше нас не зовут и не информируют. Ладно, мне пора на обход. Сегодня 8 адресов. Дети-то болеют вне зависимости от профсоюзов. Дай бог к 9 домой поспеть...
И эта пожилая женщина, вся насквозь больная и усталая от борьбы за свою копейку, пошла к автобусной остановке. В сумке у нее был белый халат, стетоскоп и бутерброд с сыром - обед ржевского лекаря.
Ржев - город воинской славы. Какие тут кровопролитные бои шли с фашистами. Пока я ездил по адресам, у меня сложилось впечатление, что здесь до сих пор ждут немецкие танки. На улицах в центре города я чуть не оставил подвеску своего автомобиля. А чего удивляться? Бывший мэр проходит по 16 эпизодам за махинации с квартирами. Нынешний "сити-менеджер" жена бывшего мэра. Вступив в эту должность она была вынуждена передать управление своей собственной строительной компанией иному лицу. А то неудобно как-то. Компания все выигрывает да выигрывает тендеры. Правда, здание ржевского суда, которое отремонтировала жена мэра, через год стало разваливаться. Но и это не беда: на очереди тендер на ремонт. Неужели слава Лужкова и Батуриной спать не дает? Так что поломка единственного на весь район немецкого томографа выглядит как-то органично.
- Отчего сломался томограф? - спрашиваю главврача Бегларяна.
- Полетела трубка. Томограф нам поставили не новый. 2007 года выпуска. Гарантия давно кончилась. На ремонт нужно 5 миллионов рублей. А где их взять?
- Анатолий Сергеевич, скажите, неужели по новой "одноканальной" системе финансирования главврач не может перенаправить деньги из одного кармана в другой?
- Вы хотите спросить, не ворует ли главврач? - конкретизировал мой вопрос Бегларян. - Я не ворую. Хотя это не значит, что другие не могут этого делать. Сейчас ОБЭП разбирается с одним медицинским учреждением в городе. Там обнаружены массовые приписки. У нас же все прозрачно.
- Чем же медики недовольны, на ваш взгляд?
- Стимулирующая надбавка - она признана стимулировать. Хорошо работаешь - получи. Плохо - проходи мимо. Раньше эти 10 тысяч капали при любой погоде. Конечно, работать придется лучше, чтобы получать больше.
- Больше больных лечить? Участковые и так захлебываются от пациентов...
- Существуют нормативы. Больше больных пролечить в стационаре, например, это тоже плохо. Бюджет-то не резиновый. Значит, каждому больному меньше лекарств достанется. И меньше котлет. Надо рассчитывать. А наши врачи работают по старинке. Но спасибо хоть работают. Врачей катастрофически не хватает. Все разбежались по частным клиникам. Они как грибы растут. В городе уже 4 открылось. Все хотят денег. И Гиппократ, между прочим, тоже хотел. Вы знаете, что он вылечил одного больного, а когда тот не смог заплатить, посоветовал родным отравить его? А вы говорите клятва Гиппократа...
Тверские коммунисты считают своей победой ржевский пикет. Лед тронулся. На педиатров обратили внимание не только в области, но и в центре. Сама министр здравоохранения России Вероника Скворцова с высокой трибуны пообещала, что ежемесячно специально обученные люди будут мониторить зарплату медиков и при малейшем понижении выплат будут бить тревогу.
Но на этот малочисленный ржевский пикет между двух берез у входа в детскую поликлинику обратили внимание и полицейские. Да-да, пикет-то был несанкционированным. Уж не знаю, откуда пришел сигнал или команда, но полицейские зачастили в бывший вендиспансер. У всех участников, а их было 8 человек, взяли объяснительные. Врачам сейчас не до шуток: по новому закону им грозит штраф до 20 тысяч рублей. А моей собеседнице, как организатору, до 300 тысяч! И это за три минуты солидарности с ижевскими врачами. Я отправился в полицию. Меня принял заместитель начальника ржевской полиции, начальник полиции общественной безопасности Юрий Максимов.
- Я как официальное лицо - официальному лицу могу лишь подтвердить: проводится проверка по зарегистрированному материалу.
Потом, когда диктофон был выключен, Юрий Петрович открылся мне. У него у самого супруга на "скорой" 20 лет отработала. Он прекрасно знает все проблемы с зарплатами у медиков. Но машина правосудия запущена. Не он ее запускал - и показал глазами на телефон. А теперь по этому же телефону раздаются звонки, чтобы дело замять. А он не может. Закон. И дело об административном правонарушении непременно попадет в суд. И только суд определит меру вины и назначит наказание.
- Может, педиатров на поруки как-то взять? - предложил я.
Юрий Петрович только тяжело вздохнул... Закон есть закон.
- Не отчаивайтесь. Суд ведь может ввиду незначительности правонарушения ограничиться мерами общественного порицания.
Остается уповать лишь на это.
Зато коммунисты готовы к любому развитию событий.
- Вы представляете, что будет, если на суд к единственным педиатрам в районе придут мамы и приведут маленьких пациентов? - сказала мне депутат Татьяна Королькова. - Нет, мы будем бороться за них до последнего!
Да, Навальному такое и не снилось. Но мне вспомнилась сумка детского доктора. Халат, стетоскоп, бутерброд. Больные старики, разобранный томограф и 16 эпизодов ржевского мэра. Пора наводить порядок.
Между тем
В больнице села Итомля, что подо Ржевом, работает единственный врач Сергей Вишняков. Он на ржавом "уазике" объезжает 111 окрестных сел. "Модернизация" здравоохранения предписывает закрывать такие нерентабельные для бюджета больницы. В Итомле с окрестными селами проживает всего 3 тысячи человек. Держать круглосуточный стационар по регламенту не положено. Как ни бьется доктор Вишняков, а койки сворачивать придется.