С Государством Израиль такого договора нет, хотя там, по крылатой фразе поэта, "на четверть бывший наш народ" и действует уже безвизовый режим. Так будет ли подписан важный документ? С такого вопроса член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский начал беседу с Чрезвычайным и Полномочным Послом Израиля в России Дорит Голендер.
- Госпожа посол, будет ли между нашими странами договор о взаимной выдаче преступников?
Дорит Голендер: На сегодняшний день между Израилем и Россией еще не подписано двустороннее соглашение о взаимной экстрадиции. Основная причина - в различии гражданско-правовых систем. При том, что оба наши государства имеют суверенные национальные правовые системы, израильская базируется на модели британского прецедентного права, а российская - на европейской континентальной. В этом контексте становится понятным, что подозреваемый не будет экстрадирован в страну, где он может получить приговор более суровый, чем в государстве, гражданством которого он обладает, и где за аналогичное преступление закон предусматривает меньшее наказание.
При этом переговоры проводились, очевидно, что работа будет продолжена. Сегодня правоохранительные органы наших стран взаимодействуют во многих сферах, накоплен бесценный опыт в борьбе против терроризма, наркотрафика и многих других. Такое сотрудничество лишает преступников возможности уйти от наказания. Когда государства участвуют в международных конвенциях, создается более эффективный механизм исполнения, становится шире поле взаимодействия. С тех пор как в 2000 году Россия присоединилась к Европейской конвенции, Израиль экстрадировал 8 подозреваемых, Россия - 3. Эта конвенция позволяет правоохранителям противодействовать преступности, незаконному обороту наркотиков, терроризму.
- В Израиле служба в армии и для девушек, и для юношей почетна и престижна. Как вы этого добились? В первую очередь меня интересует юридический аспект.
Дорит Голендер: В истории современного Израиля Армия обороны была вынуждена защищать страну в семи войнах, немало сил отдано на борьбу против терроризма. Недаром накануне Дня независимости мы ежегодно отдаем дань памяти солдатам, павшим в битвах за Израиль, и жертвам террора. Все три поколения израильтян - сверстники 65-летнего Израиля, и у нас очень развиты чувства сопричастности своей стране и личной ответственности за нее. Поэтому для нас служба в Армии обороны Израиля - это престижная обязанность, исполнением которой гордятся всю жизнь. Большинство молодых людей призывного возраста стремятся отдать свой воинский долг. На действительную срочную службу призываются все восемнадцатилетние граждане страны. Юноши служат 3 года, девушки - 2. Служба в армии открывает молодому поколению новые возможности и широкие горизонты. К слову, у нас говорят, что только в Израиле при знакомстве юноша и девушка в первую очередь выясняют друг у друга, кто где и как служил. Часто оказывается, что армейские заслуги и звание барышни намного "круче", чем у кавалера. В первые месяцы этого года приступили к несению срочной службы 74% подлежащих призыву юношей и 59% девушек. Это значит, что остальным положена отсрочка по состоянию здоровья, или до окончания учебы в вузе, или по семейным обстоятельствам. Есть и возможность альтернативной службы.
- Израильская медицина одна из лучших в мире. При этом огромное количество ваших врачей получили то же образование, что и наши. Значит, разница объясняется государственным регулированием?
Дорит Голендер: Израильская медицина считается одной из самых сильных по нескольким причинам. Израиль относится к числу социально ответственных государств, в сферу образования и повышения квалификации работников медицины вкладываются огромные средства. Большинство медсестер имеют высшее образование. Многие из них нашли свой путь в профессии, служа в армии. Клиники оснащены современным оборудованием, многие аппараты созданы на основе израильских разработок. Израиль обладает уникальными методиками лечения многих опасных заболеваний. Наша система здравоохранения базируется на принципах страховой медицины и гарантирует доступность высокого уровня медицинской помощи всем гражданам.
- Полагаете ли вы возможным перекрестное обучение наших студентов?
Дорит Голендер: Многие наши ученые, профессора и специалисты владеют русской речью, посему, безусловно, потенциал сотрудничества в сфере науки и образования просто неисчерпаем. Убеждена, что в будущем мы сможем реализовать множество проектов по взаимному обмену группами преподавателей, студентов и аспирантов.
- Каковы результаты введения между нами безвизового режима?
Дорит Голендер: Соглашение успешно действует с 2008 года. Только в 2012 году 600 000 россиян посетили Израиль. Мы всегда рады гостям из России. Туристическая отрасль Израиля много работает для того, чтобы приблизить день, в который к нам прибудет миллионный турист из России.
- В Израиле очень сильно влияние церкви. Это государственная религия. В XXI веке это не сдерживает развития гражданского общества?
Дорит Голендер: Еврейский народ на протяжении двух тысячелетий не имел своего государства, но сумел пережить период гонений и рассеяния именно благодаря религии и традициям. Поэтому, когда возрождалось Государство Израиль, религии как духовно-нравственному стержню нации было отведено особое место. При этом гражданское общество в Израиле развивается куда более быстрыми темпами, чем во многих других странах. Неоспорим и тот факт, что сегодня Израиль - это единственная настоящая демократия на Ближнем Востоке.
- Госпожа посол, поздравляю вас с 65-летием образования государства Израиль. Мне кажется, что, за исключением некоторых стран СНГ, мы наиболее близки по культуре, менталитету. А кто вам представляется наиболее родным?
Дорит Голендер: В эти дни, празднуя 65-летие Государства Израиль, мы, как принято в юбилейные даты, вспоминаем самые яркие события, говорим о достигнутом и мечтаем о будущем. С момента провозглашения еврейского государства в 1948 году население Израиля увеличилось более чем в 10 раз и к этому дню составляет свыше восьми миллионов человек. Среди наших граждан более шести миллионов - евреи, а еще - арабы, друзы, черкесы, бедуины. Еврейские репатрианты прибыли в Израиль из более чем ста стран мира. Они привнесли в облик и культуру нашего государства множество уникальных черт из уклада жизни и обычаев стран исхода: традиции, искусство, кулинарные рецепты, методы воспитания детей, всего не перечислить. Все это роскошное разнообразие выдержало экзамен на гармоничную сочетаемость, и сегодня у нас в стране получился неповторимый сплав культур, выраженный в особенном менталитете. У нас любят как европейский, так и восточный музыкальные стили, обожают латиноамериканские танцы. Мы подаем к столу иракскую лепешку и болгарский сыр, ливанский хумус, фаршированную рыбу и "креплах" - русские вареники, пьем кофе по-турецки. Вот такой он, Израиль! Система образования создана по британской модели, но постоянно совершенствуется, перенимая опыт самых передовых стран. Сельское хозяйство, учитывая наши непростые климатические условия и скупость ресурсов пресной воды, начиналось с мозолей на руках первых поселенцев и расцвело благодаря технологиям, которые были разработаны израильскими учеными, уроженцами стран со всех концов света. Наше гостеприимство часто сравнивают с кавказским. Более миллиона израильтян думают, говорят, пишут и читают по-русски. И даже те, кто не знает русского языка, знакомятся с произведениями великой русской литературы, учась в школе или университете. Так что, как видите, у нас в Израиле буквально все - свои и самые родные.