Как точно подметил мой прадед Петр Столыпин, государство должно создать условия. А потом убираться вон - пусть люди сами реализуют свой творческий потенциал. Подчеркну еще раз: создавать условия, а не управлять в ручном режиме. В первую очередь надо развивать правовые механизмы для защиты частной собственности и прав инвесторов. Именно в этом ключе должны вести свою политику регионы.
Сейчас ситуация начинает меняться, но инициатива опять исходит от верховной власти. А когда идеи идут "сверху вниз", люди воспринимают их как чужие.
Столыпинский центр одной из своих задач видит как раз воспитание активности и предприимчивости "снизу". Работа будет вестись сразу по пяти направлениям. Во-первых, создание местных инициативных групп. В их состав войдут представители администрации, бизнеса и общественные лидеры. Они будут работать по принципу земских советов. Мы готовы советовать, помогать, выделять гранты, но идеи должны идти именно снизу. Во-вторых, формирование бесплатных фермерских консультационных служб, с помощью которых можно обмениваться опытом и иметь доступ к оперативной рыночной информации. В-третьих, возрождение ремесленных и творческих мастерских. Они обеспечивают занятость и дают чувство малой родины, которое, к сожалению, у нас утрачено. В-четвертых, внедрение проектов в сфере телемедицины в сельской местности, мобильная диспансеризация населения. В-пятых, создание геоинформационной карты. У нас нет хорошей базы данных, доступной всем фермерам, нет типологии сельхозземель.
Когда среда будет достаточно разработана, мы планируем перейти к организации экопоселений для нового поколения фермеров. Выращивание "класса" фермеров - это вопрос национальной безопасности, демографии и комплексного освоения территорий. К сожалению, фермеров в России всего 305 тысяч. А в США - 3,5 миллиона. Более 100 миллионов гектаров земли в России не обрабатывается.
Если исходить из количества плодородных земель и водных ресурсов, страна может накормить 1,5 миллиарда человек. Потенциальный объем инвестиций в этот сектор оценивается в сотни миллиардов долларов, однако на деле все в десятки раз скромнее. Инвестор не чувствует себя уверенно - нет гарантии защиты его вложений, земля не ценится как залоговая база, 92 процента земельного фонда - в госсобственности.
Но, если выстроить грамотную, пошаговую программу, ликвидировать пробелы в цепочке создания добавленной стоимости, в том числе социальные, уверен, уже через 5-10 лет Россия потеснит мировых сельхозгигантов.