В храме Христа Спасителя открылась Хоровая программа Пасхального фестиваля

Выступлением трех хоровых коллективов - Мариинского театра, Московской  капеллы мальчиков и "Мастеров хорового пения" в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя открылась Хоровая программа Московского Пасхального фестиваля.

В этом году открытие Хоровой программы прошло без участия Валерия Гергиева, который по окончании воскресных концертов в Большом зале консерватории в тот же вечер отправился с оркестром в региональное турне - Смоленск, Брянск, Белгород, Курск, Орел, Тула, Калуга. Между тем, хоровой сюжет нынешнего XII Пасхального фестиваля  будет более интенсивным, чем в прежние годы. Гергиев, возглавивший  Всероссийское Хоровое общество планирует возрождать хоровое пение в масштабах страны. В результате в программах XII Пасхального появились не только гостевые хоровые коллективы - из России, Белоруссии, Чехии, Армении, Греции, Сербии, Венгрии, Грузии, Абхазии, но и "рабочие" хоры - сводные городские составы, специально созданные для выступлений на Пасхальном фестивале. Гергиев надеется, что новые хоры не распадутся по окончании концертов, а будут поддерживаться городскими головами.

Сочинение, которое исполняется во всех городах, причем с детскими и юношескими составами - "Stabat Mater" Перголези. Как заметил руководитель хора "Мастера хорового пения", выступавшего на открытии Хоровой программы в Москве, Лев Конторович: "Это произведение, написанное для двух голосов - для сопрано и дискантов или альтов, с одной стороны, довольно сложное в плане точного музыкального исполнения (техника, штрихи), но интонационно очень ясное, доступное. Оно абсолютно замечательно по музыке и всегда присутствует в репертуаре детских хоровых коллективов". Исполнение "Stabat  Mater" юными музыкантами вместе с оркестром Мариинского театра уже прошло в Смоленске и Брянске, далее планируется в Курске, Туле и Калуге.

А в Зале Церковных соборов в Москве Московская хоровая капелла мальчиков (под руководством Виктории Смирновой) исполнила обширный репертуар духовной музыки XIX - XX веков - сочинения Чайковского, Кастальского, Никольского, в сдержанной аккуратной манере, чистым, ясным звуком, тонко отражающим мир бесплотной красоты.

Прямая речь

Лев Конторович, руководитель Академического большого хора "Мастера хорового пения" Российского государственного музыкального телерадиоцентра:

- Если говорить о русской музыке, то исторически - это, прежде всего, православная музыка. Не было бы никаких наших великих композиторов, включая Глинку и Чайковского, если бы не было православной музыки. И Пасхальный фестиваль играет огромную роль в том, что интерес к этой музыке растет. Духовная музыка, которую мы исполняем на Пасхальном фестивале, это основа нашего а’капельного репертуара: произведения Чеснокова,  "Всенощная" Рахманинова, "Литургия" Чайковского, Концерты Бортнянского, сочинения современных композиторов. Недавно мы пели "Светлое воскресение" Рубина, написанное в 80-е годы прошлого века - удивительно яркая, талантливая музыка, отражающая мир человека верующего и искреннего. Но в рамках Пасхального мы поем также и зарубежную, светскую музыку. На открытии исполнили сочинения Моцарта и Баха-Гуно. Мы также исполнили сочинение Николая Голованова "Свете тихий". Это удивительная музыка, продолжающая традиции Рахманинова. Но сам Голованов при жизни не слышал ни одного своего произведения. Мы возрождаем многих композиторов с известными именами, но неизвестных именно в этом репертуаре. И это  важно. Так же, как и то, что государство повернулось лицом к хоровой культуре.

Кстати

Сегодня в Хоровой программе Пасхального фестиваля выступят хоровая Капелла Абхазии (Сухуми), Молодежный хор Белорусской Государственной академии музыки (Минск), Детская хоровая студия "Веснянка" (Москва).

Афиша XII Пасхального фестиваля

Симфоническая программа

Симфоническая программа, Москва

Звонильная программа

Хоровая и благотворительная программы