В этом году открытие Хоровой программы прошло без участия Валерия Гергиева, который по окончании воскресных концертов в Большом зале консерватории в тот же вечер отправился с оркестром в региональное турне - Смоленск, Брянск, Белгород, Курск, Орел, Тула, Калуга. Между тем, хоровой сюжет нынешнего XII Пасхального фестиваля будет более интенсивным, чем в прежние годы. Гергиев, возглавивший Всероссийское Хоровое общество планирует возрождать хоровое пение в масштабах страны. В результате в программах XII Пасхального появились не только гостевые хоровые коллективы - из России, Белоруссии, Чехии, Армении, Греции, Сербии, Венгрии, Грузии, Абхазии, но и "рабочие" хоры - сводные городские составы, специально созданные для выступлений на Пасхальном фестивале. Гергиев надеется, что новые хоры не распадутся по окончании концертов, а будут поддерживаться городскими головами.
Сочинение, которое исполняется во всех городах, причем с детскими и юношескими составами - "Stabat Mater" Перголези. Как заметил руководитель хора "Мастера хорового пения", выступавшего на открытии Хоровой программы в Москве, Лев Конторович: "Это произведение, написанное для двух голосов - для сопрано и дискантов или альтов, с одной стороны, довольно сложное в плане точного музыкального исполнения (техника, штрихи), но интонационно очень ясное, доступное. Оно абсолютно замечательно по музыке и всегда присутствует в репертуаре детских хоровых коллективов". Исполнение "Stabat Mater" юными музыкантами вместе с оркестром Мариинского театра уже прошло в Смоленске и Брянске, далее планируется в Курске, Туле и Калуге.
А в Зале Церковных соборов в Москве Московская хоровая капелла мальчиков (под руководством Виктории Смирновой) исполнила обширный репертуар духовной музыки XIX - XX веков - сочинения Чайковского, Кастальского, Никольского, в сдержанной аккуратной манере, чистым, ясным звуком, тонко отражающим мир бесплотной красоты.
Лев Конторович, руководитель Академического большого хора "Мастера хорового пения" Российского государственного музыкального телерадиоцентра:
- Если говорить о русской музыке, то исторически - это, прежде всего, православная музыка. Не было бы никаких наших великих композиторов, включая Глинку и Чайковского, если бы не было православной музыки. И Пасхальный фестиваль играет огромную роль в том, что интерес к этой музыке растет. Духовная музыка, которую мы исполняем на Пасхальном фестивале, это основа нашего а’капельного репертуара: произведения Чеснокова, "Всенощная" Рахманинова, "Литургия" Чайковского, Концерты Бортнянского, сочинения современных композиторов. Недавно мы пели "Светлое воскресение" Рубина, написанное в 80-е годы прошлого века - удивительно яркая, талантливая музыка, отражающая мир человека верующего и искреннего. Но в рамках Пасхального мы поем также и зарубежную, светскую музыку. На открытии исполнили сочинения Моцарта и Баха-Гуно. Мы также исполнили сочинение Николая Голованова "Свете тихий". Это удивительная музыка, продолжающая традиции Рахманинова. Но сам Голованов при жизни не слышал ни одного своего произведения. Мы возрождаем многих композиторов с известными именами, но неизвестных именно в этом репертуаре. И это важно. Так же, как и то, что государство повернулось лицом к хоровой культуре.
Кстати
Сегодня в Хоровой программе Пасхального фестиваля выступят хоровая Капелла Абхазии (Сухуми), Молодежный хор Белорусской Государственной академии музыки (Минск), Детская хоровая студия "Веснянка" (Москва).