В День Победы на Красной площади показали лучшую технику нашей армии

Центральным событием Дня Победы, конечно, стал военный парад на Красной площади Москвы.

Зрелище было впечатляющим, хотя и не столь масштабным как в предыдущие годы. Вооруженные силы традиционно сыграли в нем основную роль. Из 11 312 участников торжественного марша более десяти тысяч представляли Минобороны. Всю механизированную колонну, а это более сотни машин, и 68 самолетов и вертолетов тоже выставила армия. Но были также солдаты и офицеры Внутренних войск МВД, пограничники и курсанты Академии министерства по чрезвычайным ситуациям. Будущие спасатели легко узнавались по "фирменным" оранжевым беретам.

Главный парад страны впервые принимал министр обороны Сергей Шойгу. Это ему должны быть благодарны суворовцы и нахимовцы, которых после трехлетнего перерыва вернули в парадный строй. Лучшие воспитанники Московского СВУ, нахимовцы из Санкт-Петербурга, а также ученики Аксайского казачьего кадетского корпуса - всего около трехсот ребят - опять же по давней традиции открывали прохождение пеших колонн. Интересно, что когда только решался вопрос об участии мальчишек в параде, министр попросил их преподавателей скорректировать учебный процесс, чтобы строевые тренировки не отразились на успеваемости ребят. Все сделано как надо, поэтому 9 Мая по кремлевской брусчатке маршировали не просто будущие воины, но и главным образом отличники учебы.

Слово "впервые" относилось и к парадным колоннам Военной академии материально-технического обеспечения, 6-й отдельной танковой бригады из гарнизона Мулино и ярославской железнодорожной бригады. Никогда прежде этот вуз и две воинские части не удостаивались чести пройти, чеканя шаг, по Красной площади. А вот другие подразделения, в том числе знаменитые кремлевские курсанты из Московского высшего военного командного училища, участвуют в главном параде страны из года в год. И неизменно показывают отменную строевую выучку. Нынешнее прохождение торжественным маршем не стало исключением.

Перечислять всех участников пешего марша слишком долго. Поэтому упомянем только два знаменательных факта. Знаменные группы, которые несли Знамя Победы, Государственный флаг России и Знамя Вооруженных сил, почетный караул трех видов войск нашей армии и линейные были составлены из солдат и офицеров батальона Почетного караула 154-го отдельного комендантского полка.

Напомним, что по указу президента РФ, этой воинской части недавно было присвоено почетное наименование Преображенской. А вот двум другим известным соединениям, которые тоже постоянно участвуют в параде на Красной площади, - гвардейскому танковому Кантемировскому и гвардейскому мотострелковому Таманскому - министр обороны накануне Дня Победы вернул прежнюю структуру и почетные наименования. Из бригад они опять стали дивизиями, и в День Победы маршировали под новыми Боевыми Георгиевскими знаменами.

Если при виде молодых солдатских лиц у фронтовиков, стоящих возле Мавзолея, появлялись улыбки, то вид боевой техники вызвал у них слезы гордости за нашу армию. Повторим, что "брони" на центральной площади Москвы в этом году было не слишком много - чуть больше ста единиц (в победном 45-м ее на параде было около двух тысяч единиц). Зато военные продемонстрировали, пожалуй, все лучшее, что сегодня есть на вооружении российской армии.

Стройными колоннами проехали новейшие бронетранспортеры БТР -82А, только-только поступающие в войска. Перед ним колесили по брусчатке бронеавтомобили "Тигр". Москвичам и гостям города показали известную на весь мир зенитную ракетную систему С-400 "Триумф", которая уже несколько лет прикрывает небо столицы.  Были танки Т-90А, самоходки "Мста-С", оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-М", зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С", ну и, конечно же, знаменитый стратегический "Тополь-М".

А потом дошла очередь до авиации. Поначалу, видимо из интересов безопасности москвичей, ее участие в Параде Победы хотели ограничить проходом над Красной площадью восьмерки вертолетов Ми-8 с флагами и знаменами. Но затем военные решили, что без грозных боевых самолетов праздник не будет полным. В итоге 9 Мая над столицей пролетели 68 авиакомплексов - по числу лет, минувших с победной весны 1945-го. Все технику выстроили в воздухе в семнадцать групп, каждая имела свою конфигурацию. Несколько коротких минут, в течение которых самолеты "Сухого", МиГи, "Илы", "Аны" и "Туполевы", вертолеты Миля и Камова находились над Красной площадью, надолго останутся в памяти зрителей. Подобным сочетанием филигранного пилотирования и разнообразия боевой летной техники не может похвастаться ни один парад в мире. В нашей стране этот торжественный армейский смотр прошел уже в 139-й раз.

Участники парада

Зенитно-ракетная система С-400

"Триумф" трудно назвать чисто пэвэошным оружием. Наряду с уничтожением самолетов и вертолетов он может также обнаруживать и сбивать крылатые и оперативно-тактические ракеты на удалении до 400 километров. Уникальный вычислительный комплекс "четырехсотки" способен без участия человека определять тип и характер целей, выделять из них наиболее опасные. А использование нескольких видов боеприпасов делает его незаменимым при создании эшелонированной обороны. Но самое главное, что "Триумф" одинаково подходит как для решения задач ПВО, так и противоракетной обороны. Все эти преимущества были приняты  во внимание, когда решался вопрос, какую систему вооружения необходимо поставить на боевое дежурство вокруг столицы.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс "Тополь-М"

В определенном смысле эту систему вооружения можно назвать гвоздем военного парада на Красной площади. Секретный комплекс РВСН лишь в последние несколько лет выставляли на всеобщее обозрение. Его пусковые установки привезли в Москву из Ивановской области, прямо с боевого дежурства, предварительно сняв с ракет боеголовки. Стационарный и грунтовый варианты "Тополя-М" со временем станут основой боевого состава Ракетных войск стратегического назначения и заменят другие комплексы РВСН. По оценке специалистов, модернизированные "Тополя" не имеют аналогов в мире, практически невидимы для радаров и надежно защищены от технических средств разведки. Стартовый вес ракеты - 47,2 тонны, боевая нагрузка - 1200 килограммов, дальность полета - более 10 тысяч километров.

Оперативно-тактический ракетный комплекс "Искандер-М"

Комплекс с интервалом в одну минуту может стрелять двумя боеприпасами, в том числе крылатой ракетой, и управлять ими на всем протяжении полета. По своей мощности вооружение "Искандера" эквивалентно  ядерной бомбе.  Что обычная, что крылатая ракета летят на расстояние более 300 километров и несут боевую нагрузку, не превышающую полтонны. Непредсказуемая траектория и невидимость для радаров, которую гарантирует технология "стелс", делает "Искандер" практически неуязвимым. Эксперты утверждают, что эта боевая техника незаменима для уничтожения всех существующих в мире противовоздушных и противоракетных систем, а также военных аэродромов, армейских центров управления и связи. Скрытно перемещаясь с места на место, комплекс неопознаваем для противника. К тому же подвижность гарантирует внезапность нанесения ракетного удара.

Танк Т-90

За отличную маневренность его прозвали его "летающим". Хотя танк весит почти 50 тонн, Т-90 может развивать скорость до 60 километров в час. При экипаже три человека он имеет весьма внушительное вооружение - 125-мм пушку, пулемет ПКТ, зенитный 12,7-мм пулемет и систему пуска дымовых гранат. Наряду с "младшим братом" Т-72, эта машина является основным боевым танком Сухопутных войск.

Зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-С1"

Первые серийные комплексы поставили охранять московское небо.  Система предназначена для противовоздушной обороны малоразмерных военных, административных и промышленных объектов или даже целых районов. Например, армейских баз, узлов связи, аэродромов, электростанций. "Панцирь" может одновременно обстреливать две цели - одну из пушки, другую - ракетной установкой. В боекомплект комплекса входит 1400 выстрелов к 30-мм автоматической пушке и 12 ракет.

Вертолет Ми-28Н

Это детище фирмы "Миля" за уникальные пилотажные и боевые качества прозвали "Ночным охотником". Ми-28Н может летать ночью на предельно малой, до 5 метров, высоте. Главная задача "Ночного охотника" - поиск и уничтожение танков, бронетехники, живой силы противника. Он также незаменим для подавления хорошо защищенных объектов, "обработки" окопов и оборонительных сооружений. Ми-28Н можно использовать для постановки минных заграждений, борьбы с катерами, малоскростными и низколетящими аппаратами  днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Среди других преимуществ вертолета - его способность действовать в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления и простота в эксплуатации.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС

Этот самолет давно прописался в российском и мировом небе. За внушительные размеры - размах крыльев у "Туполева" более 50 метров - и мощное вооружение на Западе его называют "Bear" - медведь. Вчера над Красной площади экипаж Ту-95 МС прошел в сопровождении четырех истребителей МиГ-29 и имитировал дозаправку в воздухе от воздушного танкера Ил-78. Представьте себе тяжеленный бомбардировщик, которого на 15 минут - ровно столько времени обычно длится дозаправка - "привязывают" к танкеру гибким шлангом длиной чуть больше двадцати метров. Стоит летчику чуть резче повести штурвалом, и струя топлива с напором две тонны моментально окатит самолет и забьет фонтаном в небо.

Истребитель Су-27

В празднике Победы участвовали несколько таких машин. А главными действующими лицами воздушного парада стали летчики пилотажной группы "Русские витязи" из подмосковного Центра показа авиатехники имени И.Н. Кожедуба. Долго представлять этих пилотов и их уникальные самолеты не надо - "Витязей" прекрасно знают и в России, и по всему миру. Упомянем лишь одну деталь: эта группа - единственная в мире, выполняющая групповой и одиночный пилотаж на тяжелых истребителях. Причем все машины "Русских витязей" являются штатными боевыми самолетами ВВС. Наряду с авиашоу и парадами, они летают на полигоны, пускают ракеты и выполняют перехваты учебных целей.

Стратегический ракетоносец Ту-160

Этого воздушного красавца наши летчики ласково называют "Белым лебедем". На Западе ему не случайно дали иное имя - "Черный Джек". По ударной мощи с Ту-160 не готов соперничать ни один стратегический бомбардировщик в мире. В двух его специальных отсеках могут размещаться крылатые ракеты общим весом более 22 тонн. Кроме того, "Туполев" способен нести на борту  ядерные бомбы и  мины. Насколько точно Ту-160 пускает крылатые ракеты, в свое время убедился Владимир Путин, вылетавший с экипажем на боевое применение. На параде "Белый лебедь" прошел в сопровождении воздушного танкера Ил-78. Дозаправку в воздухе Ту-160 реально осуществляет во время патрулирования отдаленных регионов мира.

Многофункциональный авиакомплекс Су-34

Это совершенно новый самолет, готовый решать задачи как истребитель, штурмовик, разведчик и бомбардировщик. Современная техническая начинка в нем отлично сочетается с комфортом. Во время длительной - более 10 часов - работы в воздухе пилоты  могут приготовить пищу в электропечи и даже сходить в мини-туалет. Но главные сюрпризы таятся под фюзеляжем Су-34.  Машина оборудована мощным комплексом бортового электронного оборудования с мультиплексным каналом информационного обмена. Многофункциональная РЛС и аппаратура радиоэлектронного противодействия повышает живучесть самолета. Су-34 можно дозаправлять в воздухе, устанавливать на внешней подвеске дополнительные топливные баки, поэтому дальность его полета фактически не ограничена. А еще - он способен использовать боеприпасы со спутниковой коррекцией, что особенно важно для уничтожения малоразмерных целей.

Военно-транспортный самолет Ан-124
 
Когда-то "Руслан" произвел настоящий фурор на выставке Ле-Бурже под Парижем. Он до сих пор  самый мощный серийный авиатранспортник на планете. Максимальный взлетный вес Ан-124 - 405 тонн. Даже не верится, что такая масса способна не просто удерживаться в воздухе, но и перебросить с одного конца страны в другой, к примеру, три танка. При скорости более 800 километров в час,  на это уйдет не так уж много времени. Более того - Ан-124 даже не потребуется промежуточная посадка. Чтобы гигантский самолет выдерживал такую нагрузку, пол в его грузовой кабине сделали из титанового сплава. А шасси снабдили 12 парами колес. Между прочим,  такая конструкция позволяет "Руслану" взлетать и садиться на обычные военные аэродромы. 

Боевой вертолет Ка-52

"Аллигатор" сочетает в себе функции ударного вертолета с разведывательным комплексом. Он не только собирает информацию о воздушных и наземных объектах, при необходимости уничтожает их, но и выдает целеуказания другим вертолетам. В том числе - "Ночному охотнику" Ми-28Н. Эти две машины со временем станут базовыми в российских ВВС. "Аллигатор" - в качестве специального вертолета, "Ночной охотник" - ударного. По замыслу командования, на поле боя они будут дополнять друг друга. Пока таких машин в Российской армии совсем немного, и увидеть их на параде - большая удача. Тем более, что 9 Мая Ка-52 пролетел в одном строю с не менее знаменитым вертолетом Ка-50 "Акула" и многофункциональным Ка-27, который часто используется для поисково-спасательных и боевых операций на море.

Самолет-перехватчик МиГ-31

Летать на самых мощных истребителях фронтовой авиации, 40-тонных МиГ-31 считается в ВВС весьма почетным. А представлять на параде Победы Военно-воздушные силы - тем более. Хотя эти машины не назовешь суперсовременными, МиГ-31 еще надо поискать конкурентов в обнаружении и уничтожении целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, в условиях применения противником радиопомех и тепловых ловушек. Достаточно сказать, что группа из четырех таких самолетов способна контролировать воздушное пространство на глубину 800-900 километров. МиГ-31 летает на таких высоких скоростях, что на Западе именуют "Лисья гончая". Сейчас наш лучший самолет-перехватчик проходит глубокую модернизацию. А еще "тридцать первый" знаменит тем, что стал первым в нашей стране серийным истребителем 4-го поколения.

Военный парад, посвященный Дню Победы