Рецензия "Ревизор"

Казалось, что от "Ревизора" 2002-го года до вашего сегодняшнего "Невского проспекта" прошла просто огромная жизнь. А это всего-навсего - одиннадцать лет. Как время-то в театре сжимается.

Валерий Фокин: "Ревизор" - знаковый спектакль для Александринского театра и для меня, потому что с него началась программа "Новая жизнь традиций" и с него, фактически, начался какой-то новый этап возрождения этого театра. О пьесе и говорить не приходится, - это государственная пьеса, здесь она была поставлена впервые, и, кстати говоря, была поставлена именно как современная пьеса: Гоголь был современным драматургом, и заказ он получил непосредственно от государя. И заказ был определенный - разоблачить взяточников.

Гоголь тогда сидел в театре на репетициях?

Валерий Фокин: Гоголь не просто сидел на репетициях - он сам репетировал как режиссер, и до сих пор у нас сохранился наверху зал пятого яруса, в котором репетировал Гоголь "Ревизора", и в котором я и другие очень любим работать. Более того, так же как сегодня молодые ребята со мной на Невском проспекте записывают реплики для нового спектакля, так же и Гоголь несколько реплик просто услышал в театре и вставил в пьесу. Знаменитые фразы: "А где Прохоров?" - "А Прохоров пьян". - "Как же вы это так допустили?". Так вот был монтировщик сцены в этом театре - Прохоров. Гоголь услышал, как кто-то из работников театра спросил: "А Прохоров пьян?" - "Пьян", - ему ответили. - "Как же вы это допустили?", и тут же это вписал.

Вербатим.

Валерий Фокин: Вербатим. Это все живое, нам трудно сегодня представить, что Гоголь был современным человеком, ходил сюда, репетировал… Вообще это очень важная пьеса для этого театра, а для России - так просто государственная пьеса. Мейерхольд не случайно говорил, что надо "Ревизора" каждые десять лет ставить. Поэтому, я думаю, нам нужно будет подумать и о новой редакции. Десять лет уже прошло, все поменялось. Кроме сути - суть не меняется.

По-моему, это уже десятая версия Александринского театра.

Валерий Фокин: Да, не первая. Много ее здесь ставили, и роли Хлестакова и городничего играли выдающиеся артисты. Даже у нас за десять лет три редакции "Ревизора" появились. В первой (которую мы показываем - прим. ред.) Хлестакова играет Алексей Девотченко, и мне кажется, она для того времени была особенно точная. Потом Виталий Коваленко привнес совершенно другую краску, и сейчас играет еще Дмитрий Лысенков - тоже по-другому, больше даже в сторону какой-то гоголиады, такого мейерхольдовского решения.

А городничего у вас все десять лет играет Сергей Паршин.

Валерий Фокин: Потому что это очень удачная его работа во всех отношениях, и по нему никаких вопросов никогда не возникало. Он всегда играет очень стабильно, и главное, по живому. Пьеса тоже проходит движение от бытовой комедии до фарса, до какой-то даже политической пьесы. Когда мы ставили, мы вносили оттенок, может быть, не прямого, но некоего политического акцента. Через Хлестакова, который непонятно, кто такой: полубандит, полудепутат, - вообще не ясно, что за человек такой. Фантом.

Вы так удачно внесли акцент, что получили Госпремию за "Ревизора".

Валерий Фокин: В результате - да. Но я хочу еще раз сказать, что мы будем делать новую редакцию. Может быть, это вообще должен быть новый спектакль.

Прежний вы ставили еще даже не будучи художественным руководителем Александринки.

Валерий Фокин: Это было начало. После этого спектакля возникло мое назначение и еще мое согласие на это назначение. Поэтому "Ревизор" памятен мне еще и тем, что я почувствовал, что нахожу какой-то общий язык с актерами Александринского театра, и они меня понимают, и мне хочется здесь работать.