Что касается "профессионального" отношения, наиболее негативные оценки бизнеса дают служащие со среднеспециальным образованием и рабочие, это объясняется в отчете их "классовой позицией" и сложностями становления процесса социального партнерства в России.
Молодое поколение выросло в условиях становления рыночных отношений, поэтому они считают их естественными и единственно возможными для функционирования цивилизованного мира. Что касается инженерно-технических работников, многие из них работают в частных компаниях и на себе ощущают преимущества занятости в бизнесе. Работники сферы торговли и услуг положительно относятся к бизнесу, поскольку также многие из них сами являются его представителями.
Представления россиян о факторах, способствующих успешному бизнесу, носят, как правило, житейский характер. Так, первая важная составляющая - работоспособность, трудолюбие (68,9%). Не менее важны удача и везение (52,1%), хорошее образование и знания (49,7%). Также бизнесмен должен быть готовым к риску, находчивым.
"В российское общество пришло осознание того, что труд бизнесмена нелегкий, требующий инициативности, большой работоспособности, высоких компетенций", - отмечается в исследовании.
По мнению директора корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России Светланы Ракутиной, заметные изменения в отношении к бизнесу произошли в последние годы. "Еще лет 15 назад на людей, добившихся успехов в собственном бизнесе, смотрели со смесью зависти и недоверчивого удивления, срабатывал стереотип эры "цеховиков". С тех пор предпринимательство стало доступней, ближе к народу. Появились IT-технологии, благодаря которым можно начать свой собственный бизнес с минимальными первоначальными инвестициями", - отметила эксперт.