В Ивановской области состоится презентация архива Тарковского

Архив откроют для широкой публики в дни VII Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало", который традиционно проводится в этих местах.

Два пуда сокровищ

В окнах домов на главной улице, протянувшейся вдоль Волги, нет света. И в сумерках Юрьевец похож на покинутый город. "Хозяева умерли или уехали", - подтверждает служащая местной гостиницы.

По официальным данным, сегодня в городе около 8 тысяч жителей, а в 1918 году было 9800. Пик - 22 тысячи - пришелся на 80-е годы прошлого века.

И все-таки недавно сюда пришла большая радость. Местный музей Андрея Тарковского получил подарок - архив великого режиссера.

- Иметь подлинные документы в таком количестве - это, конечно, безграничное счастье, - говорит директор музея Елена Силкина. - Любой музей стремится хранить в своих запасниках оригиналы. Мы даже и не мечтали об этом. А когда объявили официально о том, что архив Тарковского передадут в Юрьевецкий музей, не знали, радоваться или, наоборот, огорчаться. Пугала его стоимость - 67 миллионов рублей!

Правда, к приему драгоценного дара здесь были готовы. По экономическим причинам в городе был закрыт филиал Центробанка. И первый этаж добротного здания, построенного в 1990-е годы, область взяла в аренду под культурный центр имени Андрея Тарковского. Произвели перепланировку помещений, а денежное хранилище приспособили под хранилище музейных фондов. В эту неприступную крепость и поместили подаренное сокровище весом 36 килограммов.

Хранители памяти

- 18 февраля в 8 часов утра мы были на Кинешемском таможенном посту, куда привезли груз, и отсюда сопровождали его до Юрьевца, - рассказывает Елена Силкина. - И затем у нас в музее, соблюдая все инструкции и правила, принимали его.

Однако далеко не всех обрадовало известие, что архив обрел прописку за 500 километров от столицы. Когда победитель аукциона стал известен, губернатор Михаил Мень, едва сдерживая досаду, сказал корреспонденту "РГ":

- Подняли вопрос: зачем Ивановская область приобрела этот архив для маленького музея у себя в Юрьевце. А вот я думаю, что нам всем вместе, в том числе и общественным деятелям, и киноведам, и кинокритикам, лучше бы задать друг другу вопрос, а почему так получилось, что у нас всего один маленький дом-музей Андрея Тарковского в маленьком городе Юрьевце? Где музей-квартира в столице, о которой уже много-много лет говорят?

Видимо, в традициях нашей провинции - выживать вопреки всему и показывать примеры стойкости столицам. Дата создания юрьевецкого музея Тарковского - 1996 год, когда было совсем не до творчества. В непростое время здесь нашли возможность расселить жильцов деревянного дома, где в войну жила семья Тарковских. Оформляли выставки, организовывали творческие встречи, проводили дни Тарковского на ивановской земле.

Стоимость архива в ходе аукциона многократно возросла

Канны, Мясное, Милан…

Существует определенная процедура оформления экспонатов. Перед тем, как записать документ в акт приема, присвоить ему номер и занести в книгу приема, пришлось перечитывать чуть ли не каждый листок.

А чтобы поставить на учет более 1300 предметов, потребуется подробное и грамотное описание каждого.

- Постоянно что-то правим, дописываем, перепроверяем, - рассказывает Елена Силкина. - Когда открыли контейнер, в нем было восемь мест. В одной коробке четыре папки, в другой - пять, в третьей - альбомы с фотографиями и негативы, в четвертой - аудио- и мини-диски. Мы расписались, получили. А дальше началась более серьезная работа.

Около 600 фотографий в четырех альбомах были разложены по файлам вперемешку: попробуй, пойми, где и когда они сделаны. Атрибутировать их помогла Марина Арсеньевна Тарковская, сестра кинорежиссера. Оказалось, что на них запечатлены фестиваль в Каннах, село Мясное, где была дача режиссера, конференция в Милане, где он заявил, что остается за рубежом, Америка и Англия.
- Марина нам дала хорошую подсказку: для того, чтобы понять смысл этих фотографий, нужно читать его дневники, - рассказывает директор. - И не только архивные, но и те, что уже издавались. Будем искать, сопоставлять и сравнивать.

Были сложности и при разборе рукописного наследия. Когда открыли папку со стопкой писем, пустые конверты в ней лежали отдельно от исписанных листков.

Большую часть архива составляют три 600-страничных варианта книги "Запечатленное время": один рукописный и два машинописных. Эта книга так и не была издана на русском языке. И второй вариант с правками, сделанными рукой Тарковского, поразил даже его сестру, которая и не подозревала, что Андрей так много работал как редактор.

Много даст и расшифровка 13 мини-дисков с интервью Тарковского.

- Прежний владелец архива предусмотрительно перевел записи с аудиокассет на диски, - делится директор. - Но они передают все шумовые эффекты и заглушают голос. Мы заказали перезапись с чистым фоном. Планируем использовать их в экспозициях.

Познать гения

Специалисты единогласны: ценность возвращенного архива в том, что он позволяет проанализировать сложный период жизни Тарковского за рубежом, который был для нас закрыт.
И сейчас перед сотрудниками музея стоит задача преподнести этот материал в доступной форме. Выставка предполагает визуальное восприятие, а здесь много документов, предназначенных не для демонстрации, а для исследования.

- Проштудируем, определим, что можно показать, а что требует изучения, - планирует директор. - Для научной работы это клад, можно написать не одну диссертацию. После того, как архив привезли в музей, прошла информация, что к нам готовы приехать для работы итальянские студенты.

В этом непростом деле юрьевецким коллегам помогает музейное сообщество области. Оцифровать документы на безвозмездной основе предложила центральная научная библиотека в Иванове. Юрьевцы, в свою очередь, намерены передать копии в библиотеку. Им говорят: раздадите все - и к вам не поедут. Поедут, уверены в музее. Людей притягивает аура земли, на которой родился великий мастер.

Как покупали архив Тарковского

Михаил Мень, губернатор Ивановской области:

- Ссылку о том, что архив Тарковского выставлен на аукцион Сотбис, мне прислал один ивановец и предложил: давайте найдем меценатов, которые помогут нам приобрести его. Стартовая цена была приемлема - около ста тысяч фунтов. Мы знали, что среди ответственного бизнеса, меценатов, партнеров кинофестиваля "Зеркало", который носит имя Андрея Тарковского, сможем найти эти средства. Понимали и то, что сумма может подняться в три и даже в пять раз и дойти до 500 тысяч. Но когда наш агент позвонил и сообщил, что в аукционе приняли участие 22 представителя физических и юридических лиц, стало очевидным, что окончательная цена архива будет значительно выше. И это лишнее подтверждение той недооцененности великого мастера, которая существует у нас в стране. За помощью я обращался к предпринимателям, которые понимают значимость архива для культуры, к людям, которые имеют опыт благотворительности. Сумма сама по себе велика. Но когда она разбивается на 20, получается, условно говоря, по 70-80 тысяч фунтов, которые для крупных компаний не являются большими деньгами. В конечном итоге на финишную прямую мы вышли втроем с Ларсом фон Триером и с предпринимателем из Латвии, который тоже хотел приобрести архив с некоммерческой целью. Знали: если отступим, архив навсегда уедет в другую страну и в Россию не вернется. Мы этого допустить не могли - и в результате вышли победителями.