Алтайские автомобилисты поедут в ретро-ралли на "Москвиче-412"

Впервые за более чем столетнюю историю международного ралли "Пекин-Париж" в нем примет участие российский экипаж. Барнаульцы Борис Лыткин и Евгений Смирнов будут соревноваться на "Москвиче-412", сошедшем с заводского конвейера в 1979 году. Ралли, в котором заявлены 96 ретро-автомобилей из 26 стран, стартует в Пекине 28 мая, а финиширует в Париже 29 июня.

Сегодня Смирнов и Лыткин на своем голубом "Москвиче" с черным капотом отбыли из Барнаула - в отличие от остальных участников до Пекина они добираются своим ходом. Приходится экономить - расходы уже превысили запланированную смету в 3,5 миллиона рублей. До места старта сибиряки поедут по дорогам Алтайского края, Кемеровской области, Красноярского края. В Иркутской области пересекут границу с Монголией. Далее - Улан-Батор, а потом - Пекин. Из Парижа домой наши соотечественники также будут возвращаться на "четыреста двенадцатом".

- По моим подсчетам, ребята в итоге побьют рекорд трансконтинентальной гонки 1970 года "Лондон-Мехико", протяженность которой составила 26 тысяч километров! Мы готовились к этому сложнейшему проекту два с половиной года, сложностей хватало, в том числе и финансовых, но во многом благодаря поддержке краевых властей, все удалось решить. Очень сильно помогли многие компании, просто друзья и знакомые. Кто-то деньгами делился, кто-то бесплатно отдавал дефицитные запчасти, кто-то просто дельный совет давал, - рассказывает председатель краевой общественной организации "Алтайская федерация автомобильного спорта" Сергей Поспелов. В ралли "Пекин-Париж-2013" Поспелов выполняет роль координатора технической поддержки на территории России.

Кстати, самые большие сложности возникли из-за специфики китайского законодательства. Только китайские права дают право колесить по дорогам Поднебесной. Лишь после долгих переговоров и поисков компромиссов из Китая пришло письмо с разрешением.

Для участия в ралли сибиряки остановили выбор на "Москвиче-412" неспроста. На Западе до сих пор вспоминают гонки "Лондон-Сидней" 1968 года и "Лондон-Мехико" 1970 года, когда советские экипажи выступали именно на машинах этой марки и заняли призовые места.

- Эта машина довольно случайно попала в наши руки больше года назад, - вспоминает штурман Евгений Смирнов. - Она была в очень хорошем состоянии, полностью укомплектована. Тем не менее, все узлы и агрегаты пришлось проверять и многое менять.

- Зачастую короткие пробеги у нас завершались большими ремонтами, - говорит водитель Борис Лыткин. - После последней тренировки 11 мая, когда на Алтае выпал мокрый снег, а мы проехали 400 километров, отказал спидометр. Вчера пришлось повозиться со стартером.

Евгений Смирнов вообще считает, что самой большой проблемой "москвичей", эксплуатируемых в наши дни, является качество запчастей. Оно не выдерживает никакой критики.

- Мы были вынуждены искать советские запчасти по сусекам, гаражам, сараям. Слава Богу, они еще есть - народ у нас запасливый, - смеется штурман. - Эти детали служат сейчас верой и правдой. Конкретный пример: взяли белорусскую помпу - она протянула меньше 2000 километров. Когда ее разобрали, было такое впечатление, что подшипники там китайского производства. Нашли советскую помпу, подшипники практически не вращаются из-за затвердевшей смазки. Разобрали все, промыли, отдефектовали поверхность, набили новую смазку - все работает! Радиатор меняли - новый на старый. В 70-е годы, помнится, считалось, что хороших запчастей у нас нет, одна "некондиция". Так вот теперь мы радуемся, когда находим эту "некондицию"! По качеству она на несколько порядков лучше, чем то, что производится в России сегодня.

Экипаж готов ко всем неприятным сюрпризам, которые могут случиться с машиной в ходе ралли. Весь багажник "Москвича" под завязку забит запчастями. Сергей Поспелов заметил, что во время предыдущего ралли 2010 года многие участники были недовольны российским маршрутом, проложенным в основном по федеральным трассам. Обладателям многомиллионных раритетов на колесах хотелось побольше экзотики и приключений. Так вот на сей раз дороги, как пошутил Поспелов, выбраны "не хуже монгольских" и экзотики российской глубинки будет вдосталь.

- Если судить по предыдущим соревнованиям, скоростные режимы будут серьезными. На каких-то отрезках пути придется идти на скорости 85-90 километров в час, - делится расчетами Евгений Смирнов. - Это не обычный пробег с его либеральными правилами. Ралли - соревнования с весьма жесткими требованиями. Поломки нам положено устранять самим. И нужно постоянно укладываться в отведенные временные рамки. Два раза не прибыл на контрольный пункт в нужные сроки - все, твой экипаж теряет право бороться за призовые места и может продолжать участие в ралли только вне зачета. А мы хотим не просто получить бесценный опыт для организации в будущем сибирских ретро-ралли, но и достойно финишировать в Париже.

Если с технической стороной подготовки все вроде бы в порядке, то с некоторыми имиджевыми моментами сибиряки еще не определились. Допустим, какое имя дать своему винтажному "Москвичу". Поскольку по жеребьевке нашему экипажу достался 61-й порядковый номер, пока Евгений и Борис между собой зовут машину "Гагариным".

- Юрий Алексеевич, как известно, полетел в космос в 1961 году. Изображение знаменитого космонавта мы даже нанесли на капот автомобиля. Но затем стерли: белое пятно контрастирует с черным капотом, отвлекает внимание в темное время суток и увеличивает нагрузку на глаза водителя. Но сегодня перед выездом из Барнаула мы обязательно скажем знаменитое гагаринское "Поехали!". И повторим его в Пекине в момент старта. А в третий раз мы скажем это, когда начнем из Парижа возвращаться на Родину, - обещают члены экипажа.

В качестве талисмана барнаульцы взяли с собой маленький игрушечный "Москвич", а вот магнитолу решили не устанавливать. Борис и Евгений намерены в дороге активно учить английский язык, взяли с собой разговорник. А если уж совсем заскучают или в сон начнет клонить, будут песни петь.

Кстати, следующее ралли "Пекин-Париж" намечено на 2016 года и пройдет оно мимо территории России. Вернуться на просторы нашей страны эта гонка может не ранее 2019 года.

Кстати

Первое ралли "Пекин-Париж" состоялось в 1907 году. Второе прошло спустя 90 лет - в 1997 году. Протяженность нынешнего, пятого по счету ралли - 12 247 километров. Участники стартуют 28 мая, финишируют 29 июня. За 33 дня участники проедут по Китаю, Монголии, России, Украине, Словакии, Австрии, Швейцарии, Франции. На территории нашей страны ралли будет проходить 12 дней. Российская часть маршрута проложена через Республику Алтай, Алтайский край, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Уфу, Самару, Саратов и Воронеж. 

Самому молодому участнику ретро-ралли - 21 год, самому пожилому - 84. Самый старый автомобиль выпущен в 1913 году, самый "молодой" - в 1982 году. Техническую помощь в России будут оказывать более 200 волонтеров из автомобильных клубов. Барнаульский "Москвич-412" - единственный за Уралом, имеющий международный паспорт FIVA, подтверждающий оригинальность автомобиля.