Рыбоводство в Челябинской области сдерживает отсутствие законов

На Южном Урале открылся сезон зарыбления водоемов. Первые 15 миллионов мальков сиговых пород из Шершневского рыбопитомника уже отправились к новым местам жительства, отгружают продукцию и другие хозяйства аналогичного профиля. Массовое зарыбление пойдет во второй половине мая - начале июня. Три крупных и два небольших питомника, работающих в области, снабжают рыбопосадочным материалом около 70 хозяйств. Некоторые из них специализируются на таких видах, как форель, осетр, бестер, стерлядь и белый амур. Однако в большинстве хозяйств разводят пелядь, рипуса, сига, карпа, щуку, налима и толстолобика.

С 2012 года производство товарной рыбы в Челябинской области начало увеличиваться, причем заметно. Несмотря на засуху, общий улов составил 3,5 тысячи тонн - на треть больше, чем в году предыдущем. Для этого, по словам начальника управления министерства по радиационной и экологической безопасности Дмитрия Брейгина, в 160 водоемов было выпущено полмиллиарда мальков. Пока неизвестно, удастся ли повторить это достижение в текущем году. К тому же рекорд этот серьезно отстает от рутинных результатов конца 1980-х. Тогда в области стабильно вылавливали до 6 тысяч тонн рыбы.

Потенциально культурное рыбоводство на Южном Урале - золотое дно. В естественных условиях выживает лишь каждая тысячная икринка, а в питомнике - от 60 до 80 процентов. Из десятка мальков пеляди (в просторечии именуемой сырком) на свободе выживут один-три. В родных северных водоемах за сезон эта рыба набирает порядка 12-15 граммов веса, в богатых планктоном южноуральских озерах - в 5-6 раз больше, и это при жирности 10-12 процентов. То есть миллион выклюнувшихся в питомнике и выпущенных в мае в водоем мальков к сентябрю превратится в 10-30 тонн товарной рыбы.

Именно пелядь, рипус и прочие сиговые, включая гибриды, обеспечивают стабильность существования южноуральскому рыбному хозяйству. Как известно, на водоемах, находящихся в федеральной собственности и переданных бизнесу в долгосрочную аренду, любительский лов осуществляется бесплатно и без количественных ограничений. Сиговых из-за особенностей питания поймать на удочку практически невозможно. Зато судак или щука сразу после зарыбления автоматически перестают быть собственностью предпринимателя. Разрешить это противоречие призваны законы "Об аквакультуре" и "О любительском рыболовстве", которые "вот-вот" (ситуация не меняется уже третий год) должны быть приняты Госдумой.

Казалось бы, много ли можно наудить? Вполне достаточно, чтобы арендаторы утратили интерес к работе с аборигенными видами рыбы. Заказы на молодь карпа, леща, щуки и судака ежегодно неуклонно уменьшаются. К тому времени, когда пакет законов пройдет все инстанции, малые рыбопитомники области, специализирующиеся именно на этих породах, могут уже прекратить существование. А затем оскудеет значительная часть озер, естественный потенциал которых не выдержит нагрузки промышленного лова.

- Щука, судак, лещ, карп вылавливаются очень быстро, - поясняет главный рыбовод рыбопитомника Владимир Краснов. - Если постоянно не пополнять этими видами водоемы, то через 5-10 лет, кроме окуня, карася и плотвы, в области ничего не останется.

Сиговые при неблагоприятном развитии ситуации исчезнут еще быстрее. Увы, с этим "неубиваемым козырем" южноуральских рыбоводов тоже не все безоблачно. Выращивание и содержание собственных маточных стад, за счет которых в советские годы обеспечивалось икрой до 90 процентов потребностей хозяйств региона, - дело длительное, дорогостоящее и сложное. В нулевые годы сторонние поставки крайне дешевой икры речной пеляди буквально убили это направление. Сегодня, когда рыбопитомники области полностью перешли на закупки извне, цены взлетели до небес с одновременным уменьшением объемов поставок. По идее, под эти цели можно было бы задействовать десяток местных водоемов, но мешает уже упомянутая законодательная пауза.

И это не единственная проблема. Есть претензии к организационной стороне конкурсов на право аренды водоемов: проволочки с их проведением срывают начало производственного цикла. По некоторым оценкам, по этой причине выпало из оборота около сотни перспективных озер и прудов. Вызывает вопросы и сама конкурсная методика: так, оценка претендентов по итогам предыдущих четырех лет деятельности не дает войти в бизнес новичкам.

Не помешали бы и бюджетные вливания, как у соседей-тюменцев, развивающих рыбное хозяйство на куда более скудной базе. По мнению челябинских рыбоводов, субсидии позволили бы и поддержать начинающих, и сохранить существующие предприятия. Расходы эти вернулись бы сторицей. Более чем столетний опыт промышленного рыбоводства на Южном Урале свидетельствует, что благодаря обилию озер и кормовой базы отрасль в регионе имеет огромный потенциал.

А как у соседей

Предприятия рыбохозяйственного комплекса Курганской области приняли решение о создании "Курганского рыбохозяйственного кластера". По мнению участников, это позволит включать интересные региональные решения в масштабные проекты страны, перейти на интенсивное и комплексное развитие рыбоводства и рыболовства, а не топтаться на месте в борьбе за выживание. Объединение усилий предприятий, индивидуальных предпринимателей, научных и общественных организаций, частных лиц при взаимодействии с органами государственной власти поможет повысить конкурентоспособность отрасли, создать новые рабочие места и сохранить деревни в Зауралье.