На Урале обсудили, как примирить красных и белых

О влиянии исторической драмы России на сегодняшнюю политику и экономику корреспонденту "РГ" рассказал писатель, историк, общественный деятель Николай Стариков.

Примирить красных и белых

Николай Викторович, почему очередная встреча "изборцев" проходила именно на Урале?

Николай Стариков: Нынешнее заседание Изборского клуба посвящено, на мой взгляд, важнейшей проблеме - примирению красных и белых. В широком смысле слова: советского и имперского начал в нашей истории и культуре. Надо прекратить гражданскую войну, которая много лет назад закончилась в горячей фазе, но все еще продолжается на страницах книг, газет, в пространстве Интернета, а самое главное - в головах. И в этом смысле Екатеринбург - та знаковая точка, в которой состоялась трагедия расстрела царской семьи, поэтому именно он был выбран для проведения этого заседания.

В чем суть трагедии русской истории, которая повторилась дважды за один век - в 1917-м и в 1991 годах? В том, что Россий стало много. Какая альтернатива могла быть у русского человека в 1812 году? Вот Россия, и вот враг. А в 1917-м он мог быть за Россию "красную" в варианте большевиков или "розовую" в варианте левых эсеров, за "зеленую" Россию батьки Махно, за Россию "белую". И патриоты начали воевать друг с другом. То же самое произошло в 1991 году. Под лозунгом национальной независимости единый народ поделили на несколько частей. И сейчас самое важное - сделать так, чтобы Россия вновь стала одна.

Участники клуба еще лет 15 назад были для власти персонами нон грата, пресса именовала вас "красно-коричневыми". Сегодня вас принимают в Доме Севастьянова - резиденции российского президента в Екатеринбурге. О чем это говорит? О том, что власть в России и регионах начала прислушиваться к мнению патриотов?

Николай Стариков: Во-первых, изменился мир. Если бы 15 лет назад мы с вами всерьез обсуждали распад еврозоны, крушение доллара и очередные глобальные военные конфликты, наверное, нас забрали бы в сумасшедший дом. Сегодня это реальность, и она подталкивает власть в сторону государственно мыслящей патриотической оппозиции. С другой стороны, надо отдать должное тем людям, которые даже в моменты всеобщего помешательства продолжали говорить, что белое - это белое, а черное - это черное. Я имею в виду в первую очередь Александра Проханова. Совокупность таких людей во многом и помогла переломить ситуацию: происходит просветление в умах остальных, падают шоры с глаз. Ну и самое главное - все-таки 15 лет назад в России был другой президент.  Поэтому фактор изменения российской элиты тоже сыграл большую роль.

Как вы относитесь к инициативе президента о создании единого учебника истории?

Николай Стариков: Это важнейшая инициатива, но возникает вопрос: кто будет писать этот учебник? Если его напишут Млечин и Сванидзе, то такой учебник точно не нужен. Потому что клеветы и лжи хватит и без него. Если учебник выйдет под редакцией "Эха Москвы", я думаю, он тоже не нужен. Очень важно сформировать группу экспертов, стоящих на патриотических позициях, которая сможет непредвзято и правдиво рассказать школьникам историю нашей страны. При этом как раз очень важно добиться примирения красных и белых. Потому что в едином учебнике должна быть дана правдивая оценка Октябрьской революции. Нужно рассказать о том, что внешние силы приложили максимум усилий к тому, чтобы она состоялась. И что революционеры выступали как деструктивная сила, уничтожившая нашу государственность. Но потом эти же революционеры волею судеб стали государственниками. И нужно выбрать и из красных, и из белых достойных называться героями: пусть по разные стороны баррикад, но они честно сражались за такую Россию, какой они хотели ее видеть.

Ваши книги активно читает старшее поколение, для которых личность Сталина в большей степени связана с позитивом, с великими достижениями советского народа. Но уже несколько поколений россиян воспитано на обличениях советского режима. Готовы ли они, на ваш взгляд, пересмотреть свое отношение к истории страны?

Николай Стариков: На самом деле только одна из 11 моих книг посвящена Сталину. Я не пишу только об одной личности, а стараюсь дать читателю представление об экономических и политических процессах. Просто на определенном этапе возникло желание, да и читатели просили рассказать о фигуре Сталина как о некой точке, в которой преломились история, политика, геополитика. Что касается молодых читателей, они более активно стремятся узнать что-то. И надо сказать за это спасибо десталинизаторам: они столько вылили всевозможного негатива, что у людей неизбежно возникает желание узнать правду - ну не может быть такого, ведь только младенцев не ел, все остальное делал! Отрицательное отношение к Сталину часто проистекает от незнания - и тогда оно меняется при погружении в материал. Либо есть сознательное нежелание менять свое восприятие этого периода истории. То есть Сталин - это лакмусовая бумажка: скажи мне, как ты относишься к Сталину, и я скажу, кто ты по политическим взглядам.

Кстати, возраст моих читателей самый разный: как-то на встрече я общался с мальчиком 12 лет, а 89-летняя женщина передавала мне через своего сына благодарность за книгу. Между прочим, Екатеринбург занимает четвертое место по статистике посещений моего сайта - после Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.

Без цели нет движения

Многие мыслящие, образованные молодые люди сегодня испытывают разочарование: они не могут найти себя в реальности.

Николай Стариков: Разочарование в жизни - достаточно частое явление в таком возрасте. Были молодые люди, чувствовавшие, что им не реализовать себя в царской России. И они шли в нигилисты, в бомбисты, а кто-то просто тихо нюхал кокаин или спивался. Потом была советская эпоха, когда существовала сверхцель, которая крайне важна для русской цивилизации. В тот период потерянного поколения фактически не было, хотя и находились те, кому многое не нравилось в Советском Союзе, кто чувствовал свою нестыковку с реальностью, но их просто было меньше. Потом, при Хрущеве и Брежневе, сверхцель потихоньку стала заменяться мелкими целями потребления, что в корне не соответствует нашей ментальности. Именно в эти времена началось повальное пьянство - именно потому, что исчезла сверхцель и на ее месте образовалась пустота. Сегодня сверхцели у нашего народа нет, поэтому очень многие чувствуют себя потерянными. Собственно, потерянным себя ощущает весь народ, поскольку инстинктивно человек русской цивилизации понимает: новый телефон или новая кофточка - это не те цели, ради которых он живет. Он не может испытывать радость от того, что в йогурте стало больше фруктов. Человеку русской цивилизации нужна сверхцель, национальная идея, которая на сегодня не сформулирована.

В современном обществе даже вполне прозаические личные цели - например, стать богатым, - для большинства недостижимы. Потому что все давно захвачено и поделено.

Николай Стариков: Вы знаете, идея стать богатым никогда не была в России особенно популярна. В этом, кстати, наше принципиальное отличие от людей протестантского вероисповедания и даже католиков. У них богатство означает, что Бог к тебе благоволит. У русского же человека все меряется нравственными категориями, и богатство не является самоцелью. Более того, только в нашей стране человек может даже как-то немножко стесняться своего богатства. Не то чтобы это было отрицательное отношение - просто богатство не является единственным критерием, формирующим мнение о человеке. У нас недостаточно, как на Западе, лишь иметь большой банковский счет, чтобы тебя уважали. Нужно еще быть достойным, подавать пример, помогать другим.

Одна из задач общества - сделать так, чтобы социальные лифты работали более активно, чтобы у каждого гражданина была возможность достичь своей цели. В этом плане я и мои коллеги категорически выступаем за бесплатное высшее образование. Потому что это несправедливо - мерить объем знаний человека кошельком, причем, даже не его, а его родителей. Если мы хотим воспитать новую элиту, мы должны раскрыть двери вузов для всех, кто хочет учиться.

Сегодня мы видим реформу образования, повторяющую западную модель, которая ведет к одному результату - появлению большого количества с виду умных, а на самом деле очень ограниченных людей, разбирающихся в какой-то узкой сфере, но обладающих минимумом знаний даже в смежных областях. Они не знают истории, литературы, а значит, ими легко манипулировать. Мы иногда смеемся над американцами, которые верят всякой ерунде, но на самом деле они не с Луны свалились. Это плод определенной системы образования, и такую систему сейчас навязывают нам.

Перевернутая экономика

Сегодня и экономика России настроена на то, что человеку навязывают западные ценности, чтобы подстегивать потребление товаров и услуг. Выросло поколение потребителей. Как изменить их менталитет, чтобы был в почете человек, занимающийся производительным трудом, а не тот, кто может себе позволить купить плоды этого труда?

Николай Стариков: Один из древнеримских мудрецов, Катон Старший, сказал: город, в котором вкусная рыба стоит дороже рабочего быка, обречен. Его слова относятся ко всей мировой экономике. Посмотрите, какие профессии сегодня наиболее высоко оплачиваются? - те, которые имеют наименьшее отношение к реальному производству: банкир, брокер, юрист… И наоборот, минимальные зарплаты в сельском хозяйстве и промышленности - там, где производят продукты питания или средства производства. Весь мир стоит на голове. До бесконечности он так стоять не сможет. Банкиры поставили здравый смысл вверх ногами, и рано или поздно эта экономика неизбежно упадет. Когда эта реальность постучится в дома, как она уже стучится в дома жителей Кипра, станет очевидно: только работа в сельском хозяйстве или другом производственном секторе важна, необходима и способна прокормить человека.

Увы, люди, которые не очень знакомы, с историей, геополитикой, экономикой, не видят, что весь этот чудесный мир висит на волоске - тончайшей ниточке, которая может оборваться в любой момент. А вот те, кто создал такой мир, прекрасно это знают. И поэтому пытаются решить проблемы, стоящие перед мировой экономикой, выбирая для этого способы, не самые приятные для всех остальных стран - например, войну или экономический кризис.

Может ли, по-вашему, Россия изменить ситуацию? Если не в мировом масштабе, то хотя бы в своей экономике.

Николай Стариков: Проблемы сегодняшней российской экономики связаны исключительно с последствиями 1991 года. Это деиндустриализация, сознательно проведенная нашими "реформаторами", и, как следствие, включение России в мировую экономику. Нынешняя финансово ориентированная экономика, которая построена на создании денег из воздуха, явно буксует. Сегодня это заметно уже не только специалистам, но и рядовым гражданам. Показателен недавний пример Кипра, когда так называемые демократические страны, которые постоянно твердят о неприкосновенности частной собственности, неожиданно приняли закон, задним числом отбирающий деньги у вкладчиков. Тем самым они, прошу заметить, подрывают доверие ко всей банковской системе - не только Кипра, но и Евросоюза и всего мира. То есть дела настолько плохи, что система уже не может нормально функционировать, а значит, рано или поздно - в обозримой перспективе - она будет демонтирована.

Мы вписались в эту систему, следовательно, все ее проблемы транслируются в нашу экономику. Более того, поскольку мы включены в эту систему на правах подчиненных, любой рядовой гражданин поймет: начальник в первую очередь уменьшает зарплату и социальные выплаты не себе, любимому, а начинает с подчиненных. Сегодня мы находимся в ситуации, когда экономические сложности в первую очередь сказываются на нас, и только во вторую - на тех странах, которые эту систему выстроили. На федеральном уровне Россия вынуждена оказывать помощь, а на самом деле платить дань Западу в виде покупки ничем не обеспеченных облигаций. Происходит выкачивание денег из отечественной экономики, следовательно, тормозится ее развитие во всех регионах России, в том числе и здесь, на Урале.

Что делать? На мой взгляд, если мнение большинства граждан России противоречит документам Совета Европы, значит, Россия должна выйти из Совета Европы и на своей территории суверенно проводить ту политику, которую считает нужной. В этом нет ничего страшного: Россия из Европы, равно как и из Азии, никуда не денется.

Обычно ваши оппоненты в таких случаях вспоминают времена железного занавеса.

Николай Стариков: Железный занавес был опущен со стороны Запада, а не со стороны Советского Союза. У нас в те времена был разрешительный порядок выезда за рубеж, а Запад говорил, что он готов всех пустить к себе, это злой Советский Союз не пускает. Но как только перестал существовать СССР, Запад немедленно ввел визовую систему для граждан бывшего Союза. Потому что очень удобно быть демократом, когда кто-то другой осуществляет определенные непопулярные функции. Может ли кто-то вспомнить, что к нам с Запада пришло хорошего? Кроме гитлеровской армии, наркотиков и гей-парадов - ничего. Не нужно Запада бояться, но не нужно и возводить его на пьедестал. Это просто иная цивилизация, чем наша. С ней надо сотрудничать, искать точки соприкосновения. Но при этом понимать: она наш конкурент, который всегда будет стараться нас ослабить, бороться за свои интересы, а не за наши.

В поисках здоровых сил

Раньше нас учили, что миссия пролетариата - вернуть социальную справедливость. Есть ли сегодня в обществе реальная сила, способная поставить мир с головы на ноги?

Николай Стариков: Не будем наивными: марксизм и другие левые движения, создававшиеся за границей, а потом через революционные каналы вбрасывавшиеся в Россию, на самом деле не преследовали цели построения в нашей стране справедливого государства и счастливого общества. Их истинной целью было уничтожение России - одного из конкурентов наших англосаксонских "друзей". Вот и все. Другое дело, что в итоге те, кто разрушил Российскую империю, оказались достаточно талантливыми и целеустремленными людьми и смогли построить новое государство на новых принципах. Если бы на их месте были руководители нынешней российский оппозиции, они просто потырили бы золотой запас по карманам и убежали в родные Лондон и Женеву. Никто, несмотря на красивые лозунги, никогда не собирался строить царство рабочих, управляющих государством.

Я сейчас пытаюсь не отыскать историческую справедливость, а лишь понять: есть ли в сегодняшнем российском обществе здоровые силы, и где они?

Николай Стариков: Здоровые силы всегда есть в обществе. Но ничто никогда не происходит само. Так не бывает, как нам говорят: мол, в 1905 году люди сами вышли на улицы и построили баррикаду. Люди законопослушны, они не будут просто так строить баррикаду: они не умеют, да и боязно. Для этого должны прибыть несколько революционеров - горланов-главарей, которые начнут строить эту баррикаду и подзадорят остальных. Нужны руководители. Аналогичная ситуация не только с деструктивными силами. В обществе 90 процентов сил всегда здоровые. Но кто-то должен их возглавлять для того, чтобы они действовали. К сожалению, человек далеко не всегда способен действовать даже в положительном для себя направлении, как ребенок не способен самоограничиться в поедании конфет. Как говорили в советское время, всегда должна быть руководящая и направляющая сила. И основная проблема сегодняшнего российского общества в том, что такой силы нет. Нет идеи и нет силы, которая бы эту идею выдвигала.

То есть в любом случае нужна некая элита?

Николай Стариков: Конечно. Роль элиты в обществе - возглавлять народ и работать на благо государства. Сегодня элита больше похожа на пену, плавающую на поверхности. Они живут на Западе, держат там деньги, мыслят западными категориями и не чувствуют иногда свою связь с Россией. Поэтому первое, что должно произойти для изменения ситуации в России - должна поменяться элита, прийти новые люди, которые начнут работать на свой народ.

По-вашему, сейчас главная задача - не просвещение широких народных масс, а формирование новой элиты?

Николай Стариков: Одно от другого неотделимо. Любая идея, как говорил Владимир Ильич, только тогда становится силой, когда овладевает массами. Поэтому пропаганда идей, доведение их до народных масс - одна из важнейших задач. Но параллельно нужно и воспитывать элиту, в том числе искать среди народа тех, кто сможет доступно разъяснять эти идеи и вести людей за собой. Ведь поколения политиков все равно неизбежно меняются. Поэтому если мы не будем сегодня искать тех, кто придет к управлению страной завтра и послезавтра, то это сделают за нас наши геополитические "друзья".

Справка "РГ"

Изборский клуб создан в сентябре 2012 года. Это периодическое собрание патриотически мыслящих писателей, экономистов, политиков, философов, в числе которых Сергей Глазьев, Юрий Поляков, Михаил Леонтьев, Наталия Нарочницкая и другие. Председатель клуба - Александр Проханов. Цель объединения, по формулировке Михаила Делягина, - "создание интеллектуальной альтернативы либеральному проекту, который несовместим с существованием России и прямо нацелен на ее разграбление и уничтожение, и доведение этого проекта до общества".