В министерстве, в том числе и под грифом "секретно", сейчас хранятся изобретения, полезные модели, ноу-хау, объекты авторского права, иными словами, "результаты интеллектуальной деятельности" (РИДы), стоимостью в миллиарды рублей. Финансируя научные изыскания на основе госконтрактов, закрепляя их потом в федеральной собственности, государство фактически не хранило все это добро, а хоронило за семью печатями.
Но уже подготовлен проект решения правительства о передаче разработок, права на которые закреплены за Российской Федерацией с 2008 года, их авторам или компаниям, чтобы они могли ими с пользой распорядиться. О том, что в итоге такого эксперимента получит наука, бизнес и государство, "РГ" расспросила Виктора Евтухова.
Виктор Леонидович, так сколько сейчас в собственности у государства промышленных патентов?
Виктор Евтухов: Около 700 патентов, более 300 объектов авторского права, это и программы для ЭВМ, и базы данных, а также более 7 тысяч результатов научной деятельности, охраняемых, как секреты производства (ноу-хау). Однако до практического применения все эти научные изобретения не доведены, а значит, промышленной пользы не приносят. Мы предлагаем передавать права на них представителям бизнеса для активного внедрения в гражданский оборот. Предприятиям это ничего не будет стоить, только внедряйте. Что сократит их расходы, особенно на начальном этапе коммерциализации.
А насколько актуальны и востребованы будут эти патенты? Им же уже пять лет "исполнилось"!
Виктор Евтухов: Они, безусловно, актуальны и востребованы. В химической, электронной, фармацевтической промышленности, в тяжелом машиностроении, авиастроении, судостроении. Можно упомянуть и самолет "Суперджет-100", в котором было использовано большое количество интеллектуальной собственности, созданной по заказу минпромторга.
Минпромторг уже разослал свои предложения о передаче РИДов. И какая реакция у промышленников?
Виктор Евтухов: Они и не представляли, что есть такой ценный багаж. Просят предоставить как можно больше информации, документов.
Поскольку доступных информационных ресурсов по РИДам до настоящего времени не создано, мы разослали СD-диски, содержащие реквизиты и описание изобретений, права на которые подтверждены патентами в адрес нескольких сот потенциальных потребителей (корпорации, холдинги, крупные организации).
Кроме того, на сайте министерства размещены данные о некоторых РИД. Также в ближайшее время появятся аннотации на каждый объект ноу-хау. Ведется работа по распространению открытых данных о РИД через межбиблиотечный обмен, с помощью "Научно-технической библиотеки минпромторга".
Утечки информации не боитесь?
Виктор Евтухов: Это, конечно, непросто представить данные о ноу-хау, не раскрывая их основную суть. Но утечки не будет. Формируют информационную базу и готовят аннотации для предприятий профессионалы.
А как выглядит на практике процедура передачи прав?
Виктор Евтухов: Допустим, у нас есть научный востребованный результат, например, новое изделие медицинского назначения, а у некой компании есть явное желание внедрить его в промышленное производство. И мы в каждом конкретном случае готовы решать вопрос о предоставлении права использования таких результатов компаниям в коммерческих целях. Не подумайте, что наши патенты и изобретения - какие-то абстрактные схемы на производство неведомо чего. Зачастую на момент передачи прав, если мы, например, говорим о медицине, пройдены все токсикологические и технические испытания, представлен комплект документов для получения государственной регистрации. Бизнесу остается только внедрить патент в производство и коммерциализировать.
Возьмем аппарат ингаляционной анестезии, который позволяет делать операции в процессе искусственной вентиляции легких. Разработка вплотную подошла к промышленному внедрению. Мы уже передали права на это изобретение одной из компаний, которая после получения лицензии сможет начать серийный выпуск аппарата.Представители промышленности уже заинтересовались и научными разработками синтетических авиационных масел нового поколения. Интерес к ним проявляют и зарубежные партнеры.
Все это замечательно! Но как права будут передаваться?
Виктор Евтухов: По заявке всем желающим использовать РИД будет выдаваться безвозмездная неисключительная лицензия на его внедрение в производство на территории России. В том случае, если заявитель смог обеспечить это условие, то государство только ему передает исключительное право на этот интеллектуальный продукт. И выходит из игры.
Есть второй вариант развития событий. Допустим, на внедрение одного и того же патента претендуют сразу несколько лиц, и все выполнили условия лицензионного договора. Тогда государство никому не передает исключительное право, а продлевает действие лицензионных договоров на весь срок действия патента. Считаем, что такая модель позволит в короткий срок ввести в производство максимальное число изобретений.
Я, кстати, ожидаю даже некоторую волну возмущения: "А зачем вообще передавать права на интеллектуальную государственную собственность какой-то третьей стороне?" Отвечаю. В данной ситуации государство получает косвенный экономический эффект в виде повышения конкурентоспособности наших производителей на мировых рынках, модернизации производств, что в свою очередь создаст новые рабочие места и принесет дополнительные налоги. Это сейчас гораздо важнее прямых финансовых доходов и возврата денежных средств в бюджет через платежи по лицензионным договорам или договорам отчуждения исключительного права.
Кроме того, я не очень представляю, как в новых экономических реалиях чиновники из минпромторга приходят на предприятия и говорят, вот, мол, в эту производственную цепочку стоило бы внедрить новое патентованное изобретение. Производством, а уж тем более формированием его инновационного потенциала должны заниматься люди с соответствующей компетенцией. В связи с этим и появилась идея закреплять права на результаты интеллектуальной деятельности за создателями и исполнителями НИОКР.
Смогут ли на это претендовать компании с иностранным участием? Или физлица?
Виктор Евтухов: Этими правами смогут воспользоваться только граждане России и юридические лица, зарегистрированные на территории страны. Кроме того, участниками этих юрлиц должны быть также российские граждане или юрлица, зарегистрированные в стране.
Такой большой объем интеллектуальной собственности, не внедренной в производство, свидетельствует, что в целом госполитика в этой области не сформирована. Что будет меняться?
Виктор Евтухов: Перед нами стоит большая стратегическая задача: объединить деятельность науки и бизнеса, эффективно администрируя этот процесс.
В первую очередь потребуются поправки в Гражданский кодекс и другие нормативные правовые акты. Исполнители (ученые и компании) не смогут отказаться от прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по госзаказу и за госсчет, и должны будут обеспечить их внедрение. Либо сами. Либо заручившись обязательствами третьих лиц. Но исключительные права будут закреплены за исполнителями, а не за государством, как сейчас.
Каких еще перемен потребует реформирование системы интеллектуальной собственности?
Виктор Евтухов: Перед нами много вопросов. Главный: как эффективно администрировать процесс управления интеллектуальной собственностью России. Надо ли, к примеру, права на РИДы передавать через конкурсы (аукционы)? На основании чего госзаказчик должен устанавливать размеры лицензионных платежей и вознаграждение за отчуждение исключительных прав в пользу третьих лиц? Станет ли обязательным условием проведение рыночной оценки интеллектуальной собственности с привлечением независимого оценщика? Сегодня порядок привлечения независимых оценщиков, оплата их услуг, законами не определены. Поскольку применение процедур конкурса или аукциона при распоряжении правами на РИД, проведение рыночной оценки прав требует значительных расходов, на наш взгляд, выгоднее передавать права через безвозмездные лицензии.
Что нужно сделать, чтобы Россия стала, наконец, страной изобретателей, обновляемых товаров и услуг?
Виктор Евтухов: Россия уже страна изобретателей, и это не фрондерство, российская история богата многими примерами талантливых изобретений. Вспомните, в какое время была создана первая атомная бомба в Советском Союзе - в первой послевоенной пятилетке. Не успели мы еще восстановить экономику, жизнь наладить, а какие выдавали результаты интеллектуальной деятельности. Вот это, я понимаю, были темпы научной деятельности!
Мы полагаем, что, отдав права на РИДы их создателям, мы обеспечим условия прямого контакта ученых с производителями. Возможно, стоит подумать об освобождении от налоговых обременений предприятий, которые используют РИДы. Не стоит опасаться при этом финансовых потерь, главное, чтоб наша промышленность не жила технологиями вчерашнего дня. Ведь инновационная политика - это не мода, это обязательное условие развития государства.
На сайте Минпромторга размещены данные о результатах интеллектуальной деятельности (РИДы), подтвержденных патентами, с привязкой к федеральным целевым программам и департаментам-заказчикам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)