Как-то позвали на "Закрытый показ", посвященный "Кочегару". Спросили мою позицию. Сказала "за". Переспросили: "за", мол, у нас много - нам очень нужно "против". Ответила, что - не ко мне. Программу отсняли, и хорошую. Вскоре после съемок в программе ушел из жизни исполнитель главной роли в "Кочегаре" - талантливый актер. Теперь не стало и Балабанова.
Лично посчастливилось познакомиться с Балабановым в прошлом году на кинофоруме в Питере. Там посмотрела фильм "Я тоже хочу" - про колокольню счастья. Кстати, этот фильм так и хотели назвать "Колокольня счастья". Сейчас думаю, что все-таки люди предчувствуют что с ними произойдет. Балабанов сам снялся в этом фильме, который простил не называть притчей, в роли режиссера, которого не берут вверх на колокольне счастья. На вопрос "почему не берут?" ответил в шутку: "Много плохих фильмов снял". Хотя сам Балабанов заслуживал того, чтобы оказаться на вершине этой колокольни. В картине он снял в одной из ролей и своего сына. Тот прежде отказывался сниматься у отца - считал его фильмы слишком мрачными, а тут - согласился.
Фильм "Я тоже хочу" номинировали в этом году на "Нику" - за лучшую режиссуру. Приза он не получил - крылатая богиня победы обошла его стороной. Это же случилось и на Венецианском кинофестивале в 2012 году - фильму не дали приз. Но публика картину там приняла.
Тогда в Питере я сказала Алексею о том, что увидела в фильме "Я тоже хочу" некое продолжение "Кочегара":
- В отличие от других режиссеров я не повторяюсь, у меня фильмы разные. Но так как система одна в человеке, то что-то общее в этих двух фильмах, безусловно есть, - ответил он.
Коллеги спросили у Алексея, есть ли вообще счастье?
- Есть ли счастье, я узнаю, когда умру. А в жизни счастье то - есть, то - нет. Все полосами идет.
Запомнилось и то, что он ответил по поводу того, является ли этот фильм притчей:
Это не притча, а фантастический реализм! Притча - это когда все нереально. А в нашем фильме все настоящее. Даже надпись "Магазин".
На самом деле в каждой его картине было что-то от притчи. Их так и хотелось называть - настолько философскими были рассказанные в них истории. Возможно, на это повлияла культурная среда в Свердловске (Екатеринбурге), где он рос и работал, родители (Октябрин Балабанов - режиссер-документалист), окружение... Он умел открывать и создавать актеров. Сергей Бодров-младший, Виктор Сухоруков... Недавно брала интервью у Леонида Бичевина - именно Балабанов, у которого он снялся в двух фильмах, напророчил ему будущее...
И снова из разговора:
Алексей, что вы в последнее время читали?
Алексей Балабанов: Лескова. Я никогда его снимать не буду. Потому что испорчу.
Что смотрели?
Алексей Балабанов: "Орду" Прошкина. В Венеции смотрел короткометражки. Интересные.
Вы довольны своими фильмами?
Алексей Балабанов: Всегда что-нибудь не получается И ни в одном моем фильме не написано, что это фильм Алексея Балабанова. Я - словно дирижер. Что бы ни случилось, каждый музыкант все равно будет играть свою партию.
Будете ли еще снимать, и что?
Алексей Балабанов: Буду. Если вообще буду работать! Идей много. Хотел снять "Камеру Обскура" по Набокову - так родственники не продают права. Сниму "Американец", если Тайсон согласится сыграть. Я с ним еще не разговаривал. В замыслах "Пан" по Кнуту Гамсуну. И еще у меня же есть книжка сценариев... Пока отдохнуть хочу - месяц точно. Я очень устал.