Экологические проблемы у России во многом наследственные. Во времена СССР важнее было, как говорится, дать стране угля, а производственные отходы можно было спокойно складировать на бесконечных просторах страны, включая территории Крайнего Севера.
Дмитрий Медведев, правда, заметил, что в корне неверно постоянно утверждать, что нам что-то досталось. "Мы и сами делаем то, что антропогенную нагрузку увеличивает", - напомнил глава правительства.
Это видно даже в Подмосковье, над которым премьер-министр теперь регулярно летает на вертолете. "Впечатляет объем накопленного экологического ущерба. Свалки. Поэтому нужно заниматься переработкой", - заметил он.
- Экология - это не только собственно экологические движения, но и инновации, - заявил Медведев. - В этом смысле она может стать системным драйвером модернизации и обеспечить так называемый двойной выигрыш: и укрепить конкурентоспособность экономики, и улучшить качество жизни людей.
Поработать над этим должны как государство, так и бизнес. "Необходимы такие требования, которые реально мотивируют предприятия инвестировать в инновации", - указал глава кабмина, попросив рассказать о нормотворческой работе в этом направлении.
Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской сообщил, что его ведомство подготовило проект соответствующей ФЦП на 2014-2025 годы, которая, как предполагается, будет основываться именно на новых технологиях. "Инновационная составляющая в этой программе крайне высока - это почти 70 процентов, и в целом на развитие новых технологий в рамках ФЦП мы планируем направить около 49 миллиардов рублей", - напомнил глава минприроды.
В законодательство сейчас требуются два закона. Первый - закон о наилучших технологиях, рассказал Донской. Он должен определить сроки их внедрения и какие-то финансовые стимулы для бизнеса. Эти нюансы Дмитрий Медведев согласился обсудить вместе с представителями бизнес-сообщества. Второй - закон об отходах, регламентирующий оборот и вторичное использование.
Инновации в экологии в России есть. Дмитрию Медведеву рассказали о многих проектах, в том числе успешно действующих и даже старающихся выходить на мировые рынки. И здесь компании не отказались бы от господдержки брендов с указанием "Сделано в России". Виктор Сапрыкин, чья компания производит фильтры для очистки воды, рассказал об опыте выхода на китайский рынок, где, как оказалось, плохо воспринимаются наши бренды: "Они говорят - вы только "Калашников" и ракеты, а фильтры вы не можете делать".
- Может быть, создать какой-то механизм поддержки российских компаний, которые за границей пропагандируют труд России? Может быть, создать фонд, и на основе этого фонда осуществлять пиар, - рассуждал глава компании, поинтересовавшись, может, есть в правительстве какой-то человек, который мог бы заниматься продвижением российских брендов.
- Найдем человека, который будет за это отвечать. Я подумаю, кто может взяться за работу с брендами, в том числе в "Единой России", - отреагировал премьер-министр. Размышлял он недолго, указав на министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.