Массовая кадастровая оценка недвижимости, которая должна стать базой для начисления налога, еще в прошлом году была завершена по всей территории страны. Вполне возможно, желание перейти к новому налогу изъявят многие регионы - поступления от него идут в местные бюджеты. Позднее по кадастровой стоимости объектов собираются брать налоги и с бизнеса.
Но эксперты говорят, что с введением налога на недвижимость лучше бы не спешить. На качество оценки постоянно идет поток жалоб и замечаний, эти проблемы препятствуют совершенствованию налоговой политики, признал, в свою очередь, Белоусов, выступая на заседании экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности. Много претензий к качеству кадастровой оценки земли.
Только в прошлом году было более 1200 исков в суд и 1700 - в специальные региональные комиссии по досудебному оспариванию споров. В Татарстане по итогам рассмотрения исков в судах совокупная стоимость земельных участков снижена более чем в три раза, привел пример министр земельных и имущественных отношений республики Азат Хамаев.
Суды выносят решение, основываясь на результатах независимой рыночной оценки. Но в законе нет жестких требований к экспертам, у саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО) - единых подходов к выдаче заключений на результаты оценки, перечисляет проблемы Хамаев.
Были случаи, когда СРОО давали положительную оценку и на государственную кадастровую оценку, и на рыночную, рассказала замглавы Росреестра Наталья Филиппова. А комиссии по досудебному рассмотрению споров часто просто не могут принять никакого решения. Их вердикт должен выноситься по итогам единогласного голосования, но бывает, что из четырех членов комиссии трое воздерживаются, отметила Филиппова.
К оценщикам есть претензии и у Росимущества. Около 90 процентов представляемых ими оценок отклоняются, констатировал начальник управления организации оценки федерального имущества службы Андрей Целуев. Это брак. Многие коррупционные и мошеннические схемы становятся возможны как раз благодаря тому, что занижается стоимость имущества, говорят эксперты. По закону, оценщики должны страховать свою ответственность, у СРОО есть компенсационные фонды, из которых могут оплачиваться убытки, когда у оценщика не хватает средств. Но механизм не работает, признает замглавы минэкономразвития Олег Фомичев: нет ни одного факта выплаты из компенсационного фонда.
Недовольство властей работой оценщиков дошло до того, что обсуждается вопрос о возвращении для них лицензий, предупредил Белоусов. Правда, как уточнил министр, ему такая перспектива не нравится. Силовики настаивают на введении для оценщиков уголовной ответственности. Но министерство идею не поддерживает, сказала "РГ" директор департамента корпоративного управления минэкономразвития Юлия Чижова. Пока решено двигаться поэтапно. К 1 июля организуют квалификационный экзамен для СРОО. К 2014 году - разработают профстандарты оценочной деятельности, говорит Фомичев. Ряды оценщиков, а их сегодня 18,7 тысячи, "почистят" - фильтром для входа в профессию предлагают сделать прохождение квалификационного экзамена и требования к опыту работы. Список недобросовестных оценщиков и СРОО должны публиковаться Росреестром.
Действующего механизма ответственности оценщиков достаточно, считают эксперты, но его надо настроить, а госорганам - уметь им пользоваться. В самых вопиющих случаях правоохранители могут применять к нарушителям статью о мошенничестве, говорит член Нацсовета по оценочной деятельности Алексей Каминский. Избавить от скандалов с кадастровой оценкой может так называемое ценовое зонирование, оно строится на основе анализа сделок, а результаты публикуются, предлагает другой член нацсовета Евгений Нейман. Но тогда властям придется нести расходы на оплату этих работ.