Со ссылкой на анонимный источник в кораблестроительной отрасли информагентства объяснили это решение несколькими причинами. Прежде всего атомоходы Северного флота "Архангельск" и "Северсталь", которые подлежат утилизации, несли боевую службу не один десяток лет и выработали свой эксплуатационный ресурс. К тому же под них на флоте уже нет боекомплекта.
В свое время по международным обязательствам Россия уничтожила 78 ракет РСМ-52, которыми вооружали эти подводные корабли, в том числе и данное обстоятельство стало серьезной причиной для вывода лодок в 2004 году из боевого состава ВМФ и зачисления их во флотский резерв.
Девять лет "Архангельск" и "Северсталь" стояли без движения у причальной стенки в городе Заозерске Мурманской области. И все это время минобороны, как положено, выделяло немалые средства для поддержания в нормальном состоянии систем их жизнеобеспечения. Дальше не тратиться впустую адмиралы не хотят, поэтому подводные лодки наконец решили утилизировать.
Чтобы проверить эту информацию, корреспондент "РГ" позвонил в минобороны. Там подтвердили - "Архангельск" и "Северсталь" действительно будут списаны.
- Модернизировать атомоходы проекта 941 - слишком дорогое удовольствие. Деньги лучше пустить на строительство новых подлодок четвертого поколения и проектирование атомных подводных крейсеров пятого поколения. "Акулы" погоду на флоте давно не делают.
Боевую службу сейчас несут атомные ракетные крейсеры стратегического назначения, многоцелевые подлодки и модернизированные дизель-электрические субмарины проекта "Варшавянка". Так что утилизация "Архангельска" и "Северстали" никакого ущерба боеготовности флота не нанесет, объяснили "РГ" военные.
Напомним, что еще в советские времена было выпущено шесть серийных атомоходов проекта 941. Это были самые большие в мире подлодки, которые несли по 20 ракет с десятком разделяющихся головных частей индивидуального наведения каждая. Три корабля пустили под нож несколько лет назад. АПЛ "Дмитрий Донской" специально переделали под испытания ракетного комплекса "Булава-30", предназначенного для подводных крейсеров проекта 955 "Борей". "Дмитрия Донского" продолжат использовать в качестве подводной испытательной платформы по крайней мере до 2017 года, а вот лодки с серийными номерами пять и шесть - "Архангельск" и "Северсталь" - будут утилизированы на заводе в Северодвинске.
Этот процесс, по-видимому, начнется не раньше 2016 года и займет немало времени. Дело в том, что со старых подводных крейсеров первым делом необходимо выгрузить отработанное ядерное топливо. Этим займется специализированное подразделение "Росатома". Следом пойдут механизмы и агрегаты старых кораблей, а разрезание их корпусов поставит окончательную точку в биографии двух тяжелых подлодок.
Однако в истории нашего флота их имена наверняка останутся. Ведь именно с борта "Архангельска" в феврале 2004 года президент Владимир Путин наблюдал за стратегическими командно-штабными учениями в Баренцевом море, а экипажи "Северстали" шесть раз несли многомесячную боевую службу в морях-океанах.