- Недавно директор Международной организации труда, выступая в Москве, сказал, что главное для развитых экономик - рост занятости, - отмечает профессор кафедры Управления человеческими ресурсами НИУ "Высшая школа экономики" Жанна Зайончковская. - Без этого государство просто не может обеспечить экономическое развитие. Нужна миграция или нет, сегодня спорить не приходится. О ее необходимости заявлено даже в концепции миграционной политики России. Спор идет о том, как рациональнее использовать эти трудовые ресурсы.
По данным профессора Российской экономической школы, ведущего научного сотрудника Центра экономико-математического института РАН Ирины Денисовой, изучение работы рекрутинговых компаний в 23 регионах страны показало: 83 процента заявок приходится на неквалифицированную рабочую силу. Такова потребность предприятий, которые работают с мигрантами официально. В неформальном секторе этот показатель еще выше.
Строить политику только на привлечении квалифицированной рабочей силы, считает она, - значит закрывать глаза на то, какие у нас предприятия. В нормальной экономике отсталые участники рынка вытесняются. У нас же производства, лежащие на боку, "умирают" очень долго. При этом им требуется достаточно много дешевой рабочей силы. Между тем на российских заводах, особенно аффилированных с западными компаниями, уже проявляется закономерность: чем выше производительность труда, тем большую зарплату они предлагают.
Казалось бы, парадокс: автоматизация растет, а людей на рынке требуется больше и больше. Специалисты поясняют: на предприятиях сегодня не более трети занятых, остальные - в сфере услуг.
- В Англии луддиты считали, что машины отнимают у них работу. Если довести эту абсурдную идею до крайности, то в стране может остаться один король, который будет управлять автоматами, - напоминает историю академик РАЕН, директор института демографии Анатолий Вишневский. - Но сейчас у нас некоторые убеждены, что мигранты отбирают у них рабочие места. Эту логику улицы понять, конечно, можно, но не везде и не всегда необходима высокая производительность труда.
На кадровый рынок серьезно влияет старение населения. Этот объективный процесс специалисты уже рассматривают как серьезное препятствие развитию промышленности.
- Мы живем в стареющей стране, - констатирует директор Центра миграционных исследований, ведущий научный сотрудник лаборатории Анализа и прогнозирования миграции ИНП РАН Дмитрий Полетаев. - И для обслуживания такого населения потребуется больше людей, чем на производстве. Сегодня в Москве, например, рынок платных услуг заполняют украинки и молдаванки. Японцы для ухода за своими стариками уже вывезли 20-30 тысяч женщин из Индонезии. Но что дальше? Ответа у экономистов нет, а эта проблема будет только нарастать.
- В итоге российский рынок опускает планку, - делает вывод профессор кафедры Управления человеческими ресурсами НИУ "Высшая школа экономики" Елена Варшавская. - На нем в должной мере не востребованы ни квалификация, ни профессиональная подготовка, ни знания высокого уровня. С каждым годом труд мигрантов становится более примитивным. Среди тех, кто приехал в страну десять и более лет назад, неквалифицированным трудом занимаются 20 процентов, среди прибывших год назад - половина.
Доказательств сказанному - хоть отбавляй. В восьми субъектах Федерации в 2011 году среди иностранных работников было 54 процента легально занятых. Половина из них имеет срок пребывания в России два года и менее, средний срок - около четырех лет. Печальная картина связана с их образованием. Среди мигрантов до 20 лет четверть - даже без среднего образования. Чем позже мигрант приехал, тем выше вероятность, что у него низкое образование. Таким образом, российский рынок труда становится в большей степени привлекательным для молодежи с невысоким уровнем образования. Каждый третий из них работает в торговле, каждый пятый - в строительстве, каждый восьмой - в ЖКХ.
- Мы предлагали разрешить ПТУ обучать иностранцев, дать преференции для поступающих туда неграждан и тем самым поднять уровень профессиональной подготовки мигрантов, - подчеркивает Жанна Зайончковская. - Много лет говорим об этом, но ничего не меняется.
Между тем другая проблема - владение русским языком, - по мнению Елены Варшавской, раздута. Его знание - болезненная проблема лишь для мигрантов из дальнего зарубежья и тех, кто в группе молодежи с малыми сроками пребывания из Центральной Азии. Но именно к этому аспекту приковано основное внимание чиновников.
Безусловно, рынок труда - главный механизм, который привлекает приезжих. Но ученые ратуют за расширение "гуманитарной составляющей". Мигрантов, по мнению Анатолия Вишневского, нельзя рассматривать только как трудовой ресурс.
- Это подход неверен, когда речь идет о такой стране, как Россия, которая имеет огромные незаселенные территории и нуждается в людях чисто количественно, - уверен академик. - Мы видим только работников, но не их семьи, женщин, детей. А ведь общеизвестно, что если появятся люди, они сами создадут рабочие места.
Как показали исследования, во-первых, мигранты не склонны везти в Россию свое потомство. И матери, оставляющие детей родителям, не видят в этом трагедии. Да и хотят ли сами мигранты оставаться у нас - тоже большой вопрос. Во-вторых, мы недооцениваем настрой общества против мигрантов. В ходе опроса, проведенного среди людей с высшим образованием, были получены удручающие ответы: они советуют привозить из-за рубежа здоровых, молодых людей, селить их в резервации и на пенсии высылать обратно! Все исследования показали, что молодежь более консервативна в отношении к миграции и более ксенофобски настроена, чем их родители.
С тем, что теория "плавильного котла", в котором отольется единая нация, нам не подходит, согласен и член исполкома международного общественного объединения "Форум переселенческих организаций" владимирец Валерий Мадьяров.
- По скорости адаптации мигрантов выходцы из СССР и России до 2003-2005 годов были на первом месте среди всех национальных групп в США, - приводит он пример. - За пять-семь лет они поднимались на уровень среднего класса. Поскольку к нам сегодня приезжают более молодые и менее образованные, они никогда не выйдут на средний уровень. То есть население будет замещаться все менее культурным. И это серьезная социальная проблема.