Практика показывает, что труднее всего школьникам сдать обязательные предметы - тот же русский и математику. Вообще в первые годы сдачи ЕГЭ ученикам сложнее давалась именно математика: по этой дисциплине был даже чуть поднят минимальный балл, чтобы избежать большого числа двоек. А вот в нынешней досрочной волне ЕГЭ во многих регионах школьники хуже написали тесты по русскому.
Содержание КИМов, а проще - тестов, тоже продолжает меняться. В ЕГЭ по математике, например, исчезла часть А с выбором ответов, когда баллы можно было получить, наугад поставив "галочку" против верного ответа. В КИМах по русскому языку изменился формат задания А1, на полчаса увеличилось время экзамена. Для проверяющих разработаны более четкие критерии по оценке вопросов с развернутыми ответами. Именно из-за них, как правило, подается больше всего апелляций.
Андрей Нарушевич, завкафедрой русского языка Таганрогского государственного пединститута им. А.П. Чехова, учитель высшей категории, эксперт ЕГЭ:
- Прежде всего выпускникам надо ознакомиться с критериями, по которым будет оцениваться творческая часть (часть С) - сочинение-рассуждение. Эксперт оценивает, сумел ли ученик сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста, высказал ли собственную позицию, подкрепив ее двумя своими аргументами. Поэтому надо внимательно прочитать текст.
Самое трудное в части С комментировать проблему и аргументировать собственное мнение. При написании комментария необходимо показать, как именно, на каких примерах автор раскрывает проблему, проанализировать ход авторской мысли. Аргументируя свою позицию, следует упомянуть героя какого-либо художественного произведения, его мысли, слова, поступки, так или иначе связанные с проблематикой сочинения. Бывает, что школьники сами придумывают писателя и его несуществующие произведения. Этого тоже не советую. Эксперты все проверяют. В регионах выпускники иногда ссылаются на то, что указали автора, произведения которого еще не переведены на русский язык. Это не аргумент. Не так много у нас поэтов и писателей, чтобы эксперты на местах кого-то не знали. Такие хитрости ни к чему. В произведениях Тургенева, Достоевского, Чехова, Толстого можно найти ответы на любые вопросы.
Опыт показывает: наши выпускники плохо справляются с пунктуацией, не выделяют деепричастные и причастные обороты, вводные слова; не знают, как ставить знаки препинания в сложном предложении. Но если речь идет о приложении, которое можно выделить и запятыми, и тире, никто к вам придираться не будет. Максимально высокая оценка может быть поставлена, даже если вы допустили одну негрубую орфографическую и пунктуационную ошибку.
Советую перед экзаменом повторить разряды местоимений, служебные части речи, типы связи слов в словосочетании, типы односоставных предложений, классификацию сложноподчиненных предложений. Нужно уметь находить обособленные члены предложения, знать, что такое лексические и синтаксические средства выразительности.
Иван Ященко, руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, ведущий научный сотрудник ФИПИ:
- Пробный экзамен по математике показал: выпускники теряли баллы на простых задачах, решив правильно более сложные. Не все сумели правильно прочитать условие задачи. Допустим, их просили найти точку максимум, а они искали точку минимума. Много арифметических ошибок.
Еще одна проблема правильно распределить время. В принципе среднему школьнику 235 минут на ЕГЭ по математике более чем достаточно. Перед ЕГЭ советую потренироваться дома, порешать любые пробные тесты к ЕГЭ, чтобы оценить силы. Когда высчитывалась продолжительность экзамена по математике, мы буквально с секундомером смотрели, сколько времени требуется на задачу. Например, квадратное уравнение сильный ученик решает за 2 минуты, слабый - за 10. Если вы бьетесь над ним 15 - 20 минут, бросайте, не тратьте время.
Самые сложные задания в части С. Это задачи С4, С5, С6. Обычно за задачу С6 берутся немногие. Но сейчас она разбита на 4 пункта, которые оцениваются отдельно. И первый пункт под силу многим ученикам, которые любят решать занимательные задачки. Если вы выбираете, за какую задачу взяться - С4, С5 или С6, беритесь за С6.
Тому, кто без ошибок дошел до части С4 и правильно ее выполнил, гарантировано 85 - 90 баллов. Задачи С5 и С6 для тех, кто хочет получить от 90 до 100 баллов. Для того чтобы не получить двойку, надо правильно сделать как минимум пять заданий. Но опыт показывает: для слабых учеников это сложно, так что нацеливаться стоит как минимум на 8 - 9 заданий. И еще, в последние дни перед экзаменом не надо учить ничего нового - это бесполезно, лучше заняться повторением.