Прежний руководитель ОСК Андрей Дьячков подал заявление об отставке 6 мая, и вскоре на его место с соблюдением всех регламентов был назначен один из топ-менеджеров "Уралвагонзавода" Владимир Шмаков.
Дмитрий Рогозин пояснил, что одна из причин смены руководства в ОСК - отсутствие концептуальной программы развития. "В правительстве устали ждать стратегию развития ОСК. Именно отсутствие элементарных концептуальных документов привело к тому, что прежнее руководство корпорации ушло и появилось новое, - сказал вице-премьер и, обращаясь к Шмакову, подчеркнул: можете рассчитывать на полную поддержку со стороны правительства". Рогозин также обратил внимание, что стратегия развития ОСК не должна быть только "красивой" для СМИ, а должна представлять собой "дорожную карту" становления судостроения в России. По его словам, стратегия должна состоять из двух наиважнейших элементов: оборонной и гражданской, разрывать которые невозможно. Далее Дмитрий Рогозин затронул ряд концептуальных вопросов, связанных с состоянием и развитием ОСК.
"Мы собираемся вкладывать большие деньги и уже вложили в судостроение, отдачи пока не вижу. Более того, существуют прямые угрозы срыва тех наших планов, которые связаны с реализацией государственной программы вооружения в части судостроения и судоремонта. Я вижу только одну возможность: прямой диалог между правительством, Объединенной судостроительной корпорацией, частными компаниями, работающими в этой сфере, для реализации всего намеченного и немедленного устранения всех проблем, которые у нас выявились в последнее время", - отметил вице-премьер.
Также Дмитрий Рогозин выдвинул идею необходимости перехода от "тупой схемы купли-продажи", к "десантированию" на российскую почву новейших зарубежных технологий, потенциалов, инвестиций и возможностей. "Так работает весь мир, и нам пора переходить на офсетную схему работы", - сказал Рогозин. По его словам, в ближайшее время состоится аудит всех контрактов, заключенных с иностранными партнерами. Это не значит, что их аннулируют. По возможности будет расширена доля совместных работ. А в будущем все импортные сделки будут заключаться только при наличии серьезных офсетных программ.
Рогозин привел в пример мировой опыт, когда даже ведущие в технологическом отношении страны, заказывая что-то за границей, "приобретают не только необходимую для себя технику гражданского или оборонного значения, но и обуславливают эти сделки привлечением инвестиций, передачей технологий или созданием совместных предприятий, приобретением активов тех заводов за рубежом, на которых такая продукция готовится".
Вице-премьер сказал: "По каждому конкретному случаю размещения заказов за пределами страны буду принимать решение персональное по каждому контракту. Каждый контракт будет проверен мною лично, и только после моего согласия, как уполномоченного президентом по всему судостроению, включая оборонное и гражданское, такой контракт может быть подписан".
Дмитрий Рогозин рекомендовал шире привлекать в судостроительную отрасль иностранных специалистов. И даже пообещал, что они смогут получить российское гражданство в приоритетном порядке. Надо думать, что вице-премьер имел в виду прежде всего украинских специалистов, поскольку судостроительная промышленность Украины времен СССР считалась одной из лучших в стране, и кадры там еще остались. Вице-премьер привел в пример авиастроение, в частности, ульяновское предприятие "Авиастар-СП", принявшее на работу восемь специалистов из Ташкента, которые в скором времени уже получат российское гражданство.
Для того, чтобы наполнить ОСК новыми заказами, по мнению Дмитрия Рогозина, необходимо привлекать "Газпром", "Роснефть", "Совкомфлот" и другие крупные компании, имеющие интересы, связанные с водными акваториями.
Дмитрий Рогозин осудил имевшую место практику заключения контрактов лишь ради того, чтобы контракт был заключен. И в связи с этим пообещал подвергнуть тщательному анализу все кораблестроительные контракты, заключенные прежним руководством Минобороны.
"В кратчайшие сроки требуется пристально разобраться со всеми контрактами, которые были заключены предыдущим министром обороны. Посмотреть внимательно, насколько они реализуемы, - сказал вице-премьер, добавив. - Предыдущий совет директоров ОСК несет полную ответственность за то, что кивали, подписывали нереализуемые бумаги, заключали контракты по заведомо заниженным ценам. Чтобы схватить зубками контракт, а потом - как получится. Чем сейчас будем закрывать дефицит?".
Вообще, проблема ценообразования в отечественном судостроении, как и во всем ОПК, стоит очень остро. Об этом говорил и главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков. Он привел примеры того, как в первоначальном контракте на какую-нибудь силовую установку стоит приемлемая цена, а на выходе она становится просто заоблачной. Как такое получается и кто в этом виноват - предстоит разбираться и новому руководству ОСК совместно с командованием ВМФ и ВПК.
Дмитрий Рогозин, подводя итог открытой части заседания, сказал, что новый глава ОСК Владимир Шмаков имеет возможность реализовывать в правительстве РФ все полномочия, связанные с необходимостью отладки взаимодействия между различными предприятиями. Вице-премьер публично заявил, обращаясь к Шмакову: "Владимир Иванович, еще раз вам говорю: сразу просто прямой звонок мне, и я вызываю к себе всех лиц, которые задерживают поставки для вас, для ваших предприятий, всего необходимого. В этом плане ОСК, отвечающая, по сути, за программу вооружения и за гражданские программы, является головной организацией, и здесь правительство будет все жестко отслеживать".
Досье "РГ"
Владимир Шмаков родился 11 ноября 1960 года в Магнитогорске. С 1983 года - в металлургической промышленности на освобожденной комсомольской работе. С 1996 года - на руководящих должностях управления перспективного развития и инвестиционных программ Магнитогорского металлургического комбината. С 2001 года - начальник управления экономики комбината. В дальнейшем работал на других руководящих должностях, связанных с финансами и экономикой на том же комбинате. В 2008-2011 года - депутат Челябинского областного законодательного собрания от "Единой России". В мае 2011 года назначен первым заместителем гендиректора "Уралвагонзавода". С мая 2013 - президент ОСК.