Юрий Снегирев: Новые побоища в Швеции, судя по всему, не за горами

Швеция перевела дух. Ночные погромы закончились. Сгоревшие машины отвезены на спецстоянки, где их осматривают страховые агенты. Стекла вставлены, асфальт от копоти отмыт, а раненые полицейские заклеили свои шишки пластырем.
 
 
 
 
 
 

Итог недельных беспорядков: сожжены две школы и 100 машин. Разбиты стекла в 14 библиотеках и 2 магазинах. Также пострадал один полицейский участок - его закидали камнями. Задержано 8 молодых зачинщиков, но они были тут же отпущены домой. Легко отделались. Причем как коренные шведы, так и мигранты.

Почему полиция не вмешивалась - для меня до сих пор остается загадкой. Ведь были введены дополнительные силы из Мальмё и Гетеборга. Силы эти сидели в казармах, готовые в любой момент локализовать, рассечь и "упаковать" любые стаи погромщиков. Уж поверьте, шведские полицейские силы быстрого реагирования подготовлены не хуже московского ОМОНа. Но команды не поступало.

- Я не могу понять, почему я неделю прожил в страхе? - удивляется инженер Филлипса Лунг Мальстрём. - У меня нет подземного гаража, и я семь ночей не спал, наблюдая за двором. Я плачу налоги. И имею право на спокойную жизнь...

Лунг живет в районе Чиста. Он наиболее пострадал от уличных волнений. В центре района научный городок. Что-то вроде нашего Сколково. Окружают этот городок блочные хрущобы, до отказа набитые недовольными иммигрантами. Короче Чиста - район контрастов. Стекло и сталь гигантских маркетов и заскорузлый бетон с ржавыми велосипедами у подъезда старых пятиэтажек.

Хотя многие здесь оправдывают действия (вернее, бездействие) полиции. Никто не погиб. Не применялись спецсредства. Стекла в Швеции крепкие - пошли трещинами, но не рассыпались. А машины? Страховая возместит.

В эти дни я встречался со многими жителями Швеции. Все они по-разному относились к происшедшему.

- Если взять котел и нагревать его, то непременно рванет, - для убедительности официант-иракец Шараф из французского бистро накрыл мою кружку с пивом темной ладонью. - Вот и рвануло. Я-то родился и получил образование здесь. Но сотни тысяч моих братьев мучаются без перспектив на будущее. Так больше жить нельзя. Цены растут. Работы нет.

- Так если здесь не нравится, можно вернуться на родину.

- Нельзя, там война.

- Так здесь сейчас тоже была маленькая шведская война.

- Ну ты сравнил!

Катя работает на рецепшене в небольшой гостинице. Приехала из Москвы четыре года назад. Жизнью довольна, но скучает. Нынешние беспорядки возмущают ее:

- Вы гуляли по улицам? Видели, сколько мусульманских платков? Я вот не ношу кокошник, потому что здесь свои порядки, свои законы. Я долго не могла получить гражданство, хотя у меня университет за плечами. А беженцам из Ливии его за 2 месяца дают. И они еще недовольны! Три года соцпакет, бесплатное жилье, подъемные...

Главный секрет мигрантского благополучия раскрыл мне Иван, инженер из Эстонии. Он скоро должен получить гражданство. И то благодаря тому, что приехал в Стокгольм из страны ЕС.

- До 1996 года здесь был построен коммунизм. Так и говорили: шведский рай. Потом была война в Югославии. И первые беженцы здесь были именно юги. Теперь они сгруппировались в самую мощную мафию. Контролируют такси и частный бизнес. Потом ворота распахнулись пошире. Мигрантам предоставляется дешевое социальное жилье. Пособие в 10 тысяч крон (чуть больше 1000 евро), бесплатная медицина, образование. Только учиться они не хотят. Тесты проваливают. Язык не учат. А как они работают? Сплошные перекуры. Вот и гонят их ото всюду. Я вот ставлю сигнализации. Наш бизнес процветает из-за мигрантов. Уровень преступности растет. Растут и заказы. Я искренне не понимаю, чем они не довольны. Хотя допускаю, что мигранты это заложники высокой политики.

Мало кому известно, что шведы дают убежище не из-за своего альтруизма. Евросоюз платит за каждого "пригретого" до 10 тысяч евро в месяц. Часть этих денег идет на пособия и жилье. Мигранты задумались, а куда пропадают остальные суммы? Ведь даже неграмотный нигериец сможет отнять от 10 тысяч евро одну. Некрасиво путешествовать по чужому кошельку, но когда дело касается тебя.

И еще один мрачный итог. Несмотря на заявления полиции, что беспорядки были стихийными, жители Хюсбю и Чиста находили свидетельства тщательной подготовки погромов. К примеру, они обнаруживали возле торговых центров кучки камней, искусственные баррикады, чтобы помешать полиции проехать внутрь микрорайона. Значит, кто-то руководил "восставшими". Или через закрытые сообщества в соцсетях, или по смс.

Когда я летел в Стокгольм, кресло рядом занял молодой парень из Дагестана. Шкиперская бородка, подбритые усы. Такой фасон чаще всего носят ваххабиты. Когда я спросил его, зачем он летит в Швецию, он ответил - отдохнуть. Может быть, может быть. Для кого-то и война - это настоящая релаксация.

Страховщики уже начали выдавать первые выплаты за сожженные авто. Но кто застрахует Швецию от новых побоищ? Судя по всему, они не за горами. За погромы-то никто не ответил. Странная толерантность, ей-богу...