Новости

29.05.2013 00:20
Рубрика: Власть

Правило "мягкой силы"

Текст: (президент Центра глобальных интересов, Вашингтон)
Мало кто спорит, что суверенные государства медленно, но верно теряют свои возможности монопольно управлять главными процессами на собственных территориях.

Мировая экономика становится все более глобальной, взаимосвязанной и разветвленной, в ней уже очень трудно, а зачастую невозможно провести границы между различными национальными экономиками. Бизнес стал по природе своей межгосударственным. Как, впрочем, и финансовая система, которая сегодня уже не может быть организована "по национальному признаку", а функционирует как единый, пусть и не очень здоровый, глобальный механизм. Система распространения информации давно уже перестала замечать государственные границы, она реально стала глобальной. Рекордное в истории количество людей ежедневно пересекают государственные границы, а миллионы и миллионы живут и работают не на родине, не становясь при этом, как это было еще пару десятилетий назад, типичными иммигрантами. Как показал недавний экономический кризис, национальные правительства все меньше способны контролировать ситуацию в своих странах, слишком многое сегодня зависит уже не от них, а от внешних факторов, находящихся вне сферы контроля любого, даже самого мощного государства. Система суверенных стран - основа уходящего миропорядка - слабеет буквально на глазах, ее традиционные функции размываются и исчезают.

Эта тенденция не может обойти и международную политику и дипломатию. То, что на протяжении столетий в каждой стране было уделом небольшой группы людей и сугубо конфиденциальной деятельностью, становится все более и более публичным делом. Вместе с уменьшением роли традиционного государства и размыванием суверенитета, начинает уходить в прошлое классическая межгосударственная дипломатия. С одной стороны, в современных условиях все труднее сохранить в секрете дипломатические документы и содержание конфиденциальных разговоров, а с другой - глобальное гражданское общество все активнее начинает выходить за национальные границы и вторгаться в международную политику. Межнациональные корпорации оказывают все большое влияние на принятие внешнеполитических решений. Интересы суверенных государств не только становятся все более взаимосвязанными, но и все более неопределенными и трудно формулируемыми. Военный конфликт в защиту своих интересов может в любой момент стать войной против самого себя, ибо непонятно, где эти интересы кончаются. Динамика современного мира требует от элит быстрой реакции и регулярного пересмотра приоритетов, что также в корне противоречит основам дипломатии.

В этих условиях растет роль нетрадиционных внешнеполитических факторов, в том числе, такого, как "мягкая сила", то есть повышение международного влияния, авторитета и возможностей своей страны через использование неполитических и тем более невоенных методов продвижения своих ценностей, приоритетов, идей и взглядов. Конечно, военные методы никто не отменял и необходимость "жесткой силы" будет, безусловно, сохраняться. Но уже сегодня можно сказать, что новый мировой порядок, который стремительно приходит на смену уходящему, сформированному в реалиях послевоенного мира почти 70 лет назад, в значительно большей степени будет противостоянием "мягкой силы" государств и блоков. Лишним доказательством этому стали, например, военные конфликты с участием США в последнее десятилетие, где во много раз превосходящая своих противников американская армия столкнулась с нетрадиционными формами сопротивления. России, мне кажется, крайне важно в этих условиях как поскорее выработать свою национальную концепцию "мягкой силы", отработать технологии и методы ее применения, стратегию развития, приоритеты и цели. Определиться с финансовыми и организационными вопросами, политической и интеллектуальной поддержкой, заручиться помощью гражданского общества и друзей России в других странах.

Это особенно важно, учитывая, что, во-первых, Россия все время своего существования попросту игнорировала эту проблему. Во-вторых, за ней до сих пор тянется "шлейф" множества советских стереотипов и клише, до сих пор распространенных в мире. В-третьих, геополитические и идеологические соперники, противники и недруги России в разных странах все это время не без успеха занимались "анти-имиджем" России - кто-то просто из нелюбви к ней, кто-то исходя из интересов своей политики, а кто-то из соображений коммерческой конкуренции. В любом случае, в глобальном противостоянии "мягких сил" на международной арене Россия сегодня почти отсутствует. Это недопустимо, ибо не только серьезно подрывает ее возможности в мире, но и не позволяет сформировать собственный адекватный и привлекательный имидж. Экономические и политические потери России в этой связи будут только нарастать. А между тем, потенциал ее "мягкой силы" просто огромен и при правильном подходе вполне способен сравняться с американским потенциалом, на раскрутку которого в США ушло не одно десятилетие.

В ближайшие годы у Москвы будут уникальные возможности влиять на глобальную повестку дня - председательство в этом году в Большой Двадцатке и в 2014 г. В Большой Восьмерке, а в 2015 г. в группе стран БРИКС. Если к этому добавить Олимпиаду, Универсиаду, футбольный чемпионат и т.д., то очевидно, что роль России как мирового ньюсмейкера в ближайшие годы вырастет. К ней будет привлечено повышенное внимание со стороны международного общественного мнения. Было бы неблагоразумно не воспользоваться такой возможностью, чтобы усилить свои "мягкие" позиции в мире. Но для этого нужна соответствующая государственная программа, которой сегодня у России просто нет.