Поляки начали борьбу с калининградскими "бензовозами"

Польская таможня ужесточила правила пересечения границы. Теперь ввозить бензин из Калининградской области в Польшу без уплаты таможенных пошлин можно не чаще 10 раз в месяц. Мера действует с мая текущего года и направлена на борьбу с "бензовозами" - дельцами, зарабатывающими на жизнь транспортировкой топлива в бензобаках автомобилей.

Литр топлива марки АИ-95 в Калининградской области стоит 31-32 рубля. На польских заправках стоимость литра того же бензина составляет, в пересчете на российскую валюту, 58-60 рублей. На "черном" топливном рынке в Польше 10-литровая канистра калининградского бензина продается за 400-450 рублей. Навар с продажи 10 литров оценивается примерно в 100 рублей, а одна поездка в Калининградскую область на немолодом VW Passat, бак которого вмещает 100 литров, приносит владельцу авто около тысячи рублей. Как рассказал один из "бензовозов", который поставляет топливо в Труймясто (агломерация на севере Польши в 160 километрах от Калининграда), за месяц спокойной работы ему удается зарабатывать две-три тысячи злотых (20-30 тысяч рублей), что превышает средний уровень зарплат в приграничных регионах Польши.

По информации пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, в среднем за сутки российско-польскую границу пересекают около девяти тысяч транспортных средств, из которых 80 процентов составляют "бензовозы". С одной стороны, российские продавцы нефтепродуктов получают благодаря польским дельцам значительную прибыль. С другой стороны, жителям Калининградской области, которые выезжают в Польшу на отдых, приходится из-за "бензиновых бизнесменов" стоять в очередях.

Чтобы сократить заторы на границах, калининградское пограничное управление ввело ряд новшеств. В прошлом году пассажирам автобусов и легковых автомобилей разрешили не выходить из салона для проверки документов, а просто передавать паспорт сотруднику погранперехода. Кроме того, пограничники отказались от проверки наличия паспорта перед въездом в пункт пропуска. Весной этого года заработал режим "одной проверки", при котором пограничный и таможенный контроль транспортных средств проводится однократно и в одном месте.

Однако отсутствие очередей на российской стороне нивелируют пробки на польских участках пунктов пропуска. И если в будние дни российско-польскую границу еще можно преодолеть за 30-60 минут, в выходные и праздники калининградцы и поляки зачастую теряют в приграничных очередях несколько часов.

В прошлом году "бензовозы" перевезли в Польшу примерно 140 миллионов литров калининградского топлива

- Ужесточение требований польской стороны к лицам, которые используют местное приграничное передвижение в коммерческих целях, поможет частично сократить нагрузку в российско-польских пунктах пропуска и обеспечить более свободное перемещение граждан с туристическими и иными целями, - комментирует "Российской газете" ситуацию начальник пресс-службы калининградского пограничного управления Олег Джураев.

В 2012 году таможенная палата Ольштына зафиксировала около четырех миллионов пересечений российско-польской границы, причем вклад граждан России и Польши в приграничное движение был примерно одинаковым. Однако многие калининградцы проводят на территории соседнего государства не меньше суток. В то же время длительность пересечений границы поляками, по информации польского культурного центра в Калининграде, в 90 процентах случаев не превышала двух-трех часов.

Если произвести грубый подсчет, приняв средний размер бензобака за 80 литров, получается, что в прошлом году "бензовозы" завезли в Польшу не меньше 140 миллионов литров калининградского топлива. Доходы калининградских продавцов топлива превысили четыре миллиарда рублей, а совокупный заработок челноков - миллиард рублей.

Неудивительно, что легальный топливный рынок соседнего государства несет убытки. Как сообщают польские СМИ со ссылкой на национальную организацию нефтяной промышленности и торговли, в январе - феврале текущего года продажи дизельного топлива упали в Польше на пять процентов, продажи бензина - на восемь процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы от топливных акцизов сократились на 210 миллионов злотых (2,1 миллиарда рублей).

Насколько снизятся масштабы бензиновой торговли в связи с введением новых правил пересечения границы, эксперты оценивать не берутся. Пошлина на дизельное топливо, ввозимое в Польшу из Калининградской области, составляет 2,5 злотого за литр, пошлина на бензин АИ-95 - 2,9 злотого за литр, что полностью нивелирует ножницы цен, на которых зарабатывают "бензовозы". Однако оплачивать таможенные сборы будут не все граждане России и Польши, совершающие трансграничные вояжи чаще 10 раз в месяц, а только водители транспортных средств, которые не смогут подтвердить некоммерческий характер поездки. В качестве возможных доказательств принимаются чеки польских заправок и магазинов, счета калининградских гостиниц и другие официальные бумаги, подтверждающие, что путешественник пересек границу не только ради бензина.

В первый день, когда были введены новые пошлины, польские таможенники зафиксировали более 550 таможенных процедур. Ответом "бензовозов" стали массовые акции протеста, больше сотни людей блокировали подъездные пути к пунктам пропуска в Голдапе и Гжехотках. А на днях за отмену топливных пошлин высказался депутат Европарламента и польский политик Марек Шивец.

"Малое приграничное движение трактуется во всем мире как небольшая приграничная торговля, - процитировал евродепутата Польский культурный центр в Калининграде. - Люди имеют право покупать себе, например, недорогую качественную колбасу в Польше и перевозить ее в Российскую Федерацию. А в России, в свою очередь, покупать бензин, потому что он там дешевле. В Люксембурге литр бензина стоит на 40 центов дешевле, чем в Бельгии, движение между государствами свободное, и нефтяная система из-за этого не расстроилась".

Кстати

В Литве в начале прошлого года вступил в силу закон, согласно которому автомобилисты, пересекающие литовско-российскую или литовско-белорусскую границу чаще пяти раз в месяц, должны платить пошлины за провоз топлива в бензобаках. С тех пор, отмечают пограничники, "бензовозы" стали редкими гостями на российско-литовских пунктах пропуска, что привело к сокращению очередей на границах.