А потом вдруг становится трудно. Игра и учеба перестают действовать сообща. Над столом вывешивается Расписание. Теперь в центре "экспозиции" - Необходимость. Веселое и легкое уходит в "запасники". Единственное пространство, где сохраняется принцип "постижение через игру", - это музей. Хотя и не всякий. Но есть, есть такое идеальное Место, куда мы приходим, чтобы узнать что-то новое - а заодно и развлечься. В концентрированном виде такое Место репрезентуется на ежегодном фестивале благотворительного фонда В. Потанина "Музейный гид", представляющем уникальные авторские проекты-победители конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире".
В этом году концентрация конкурса была еще выше: "Музейный гид" влился в "Интермузей", международный фестиваль, реализующий собственную конкурсную программу (тема года - "Музей как образовательный ресурс общества"). Тут-то и обнаружилось любопытное. Впрочем, по порядку.
Я вхожу в знакомое пространство ЦДХ с легкой опаской: 260 музеев со всей России, а также из СНГ - как они тут поместятся? Вдобавок - дискуссионные и детские площадки, кафе, магазины, а еще - зрители, зрители, зрители. Предвкушение праздника: опыт "Музейного гида" прошлых лет научил, что музей может быть каким угодно - ароматным, передвижным, виртуальным… И обязательно интерактивным. Живым.
Напрасно я тревожился, места хватило всем. Правда, за счет непритязательности большинства стендов, отсутствия художественных затей. Которые, возможно, и не предполагались: многие ведь приехали не столько себя показать, сколько других посмотреть, "часы сверить" (по выражению директора Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Натальи Самойленко). Тем ярче смотрятся площадки, мало-мальски вовлекающие зрителей в свой микромир, - посредством урока рисования или лепки (Саратовский художественный и Липецкий музеи), плетения обрядовых кукол из ниток (Российский этнографический музей), либо возможности полюбоваться в микроскоп на голову комара или подержать в руках живого кивсяка (Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева).
Пространственным и идейным центром выставки явились проекты "Музейного гида", фестиваля с десятилетней историей. Его часы ушли далеко вперед, о нем речь впереди. А пока слово исполнительному директору "Интермузея" Елизавете Фокиной, чья команда - "Ассоциация менеджеров культуры" - отвечала в этом году за организацию Фестиваля:
- Нам хотелось разрушить привычный для подобных мероприятий образ представления музеев в виде клетушечек с информационными листками и прочими наглядными материалами. Отсюда - партнерство с "Музейным гидом”, который всегда был принципиально иным... Разумеется, будущее за теми проектами, которые могут привлекать к себе внимание зрителей; и если говорить о перспективах, то хотелось бы, чтоб фестиваль всех музеев России был интересен не только узкопрофессиональной публике, но и самой широкой аудитории.
Итак, вперед, ближе к центру.
На первый взгляд проект Татьяны Гафар "Школа народной реставрации" из Волгограда напоминает кусочек блошиного рынка. Правда, вещи тут не продают, но учат (с помощью видеоуроков) продлевать им жизнь. По сути же это - три круга, которые вещь проживет в нашей памяти. Входная арка экспозиции сделана из всевозможного барахла, обреченного на свалку. Далее идут стеллажи с вещами, хранящимися обычно в чуланах и на чердаках, старьем, свезенным на дачу, но претендующим зачем-то на место в нашей и без того перенаселенной вещами жизни. Из этих предметов посетителю предлагается выбрать несколько и составить собственную композицию; тут же сидит фотограф, готовый сей натюрморт запечатлеть: фотография становится частью экспозиции.
"Наш посыл - чтобы человек составил себе зримый образ воспоминаний, - комментирует замысел Олег Николаев, куратор выставки "Музейный гид-2013”, - Но таких натюрмортов очень мало. В основном, люди создают арт-объекты или остроумные композиции. Что можно расценивать как некоторый диагноз, указывающий на кризисное состояние памяти".
Наконец, третий круг - это вещи, обретшие свой голос. Альбом с семейными фотографиями, патефон, рушник… Рядом с каждым из этих предметов висит телефонный аппарат, разумеется, "винтажный". Сняв трубку, можно услышать историю вещи, рассказанную ее хозяином.
С проблемой памяти - в археологическом аспекте - связана и другая экспозиция "Музейного гида" - "Золото гуннов" (Курский государственный областной музей археологии; руководитель проекта - Александр Зорин). Сюжет историко-детективный: некий безработный курянин откопал в 2010 году клад: - металлические детали экипировки всадника эпохи Великого переселения народов (V в. н.э.) и решил на нем быстро заработать. Кабы не спешил, получил бы в сотни раз больше. Ушлые люди купили найденные и слегка подчищенные горе-копателем предметы, образцы древнего ювелирного искусства, за 50 тыс. рублей и собирались вывезти их за границу. Однако доблестные наши правоохранители этого им сделать не дали; в результате сокровище, пройдя необходимую атрибутику и реставрацию, оказалось в музее.
Водить любителей древностей мимо упрятанных под стекло экспонатов скучно; команда "Музейного гида" придумало интеллектуальную игру. Оказывается, вокруг любого археологического объекта сплетается даже не клубок, а кокон из интриг и предположений, фактов и домыслов: тут и местные крестьяне с их преданиями о разбойничьих кладах, и "черные копатели", и фээсбэшники, и реставраторы, и даже беллетристы… Вот бы все это распутать! В соответствии с детективным жанром, зрителю предлагается изучить девять версий данного "сюжета" (по числу стилизованных "гуннских" котлов, внутри которых упрятаны "материалы дела") и определить свой вариант концептуального решения экспозиции, проголосовав при помощи интерактивного табло за те или иные экспонаты. О результатах голосования можно судить также по количеству мешочков с золотым - "старательским" - песком.
Сокровищем может стать и простой придорожный камень, утверждают создатели экспозиции Виштынецкого эколого-исторического музея (Калининградская область; руководитель проекта Андрей Соколов). В экспозиции с поэтическим названием "Виштынецкие сокровища гномов" разыгран путь камня - от гор Скандинавии до музейной мастерской. Разгадав загадку хранителей подземных сокровищ и получив за это возможность выбрать свой камень, маленький зритель (а проект рассчитан на юных путешественников) должен доставить его в Мастерскую при помощи тележки и транспортера, символизирующего движущийся ледник.
Путь юного геолога лежит к стенду с коллекцией подписанных образцов: при помощи лупы, изучив физические характеристики камней, он должен отыскать среди них свой, принесенный с горы. И таким образом, наконец, познакомиться с ним, узнать его имя и возраст. Далее камень взвешивается, при помощи специального стекла определяется его твердость, все эти данные заносятся в специальный паспорт. Камень возвращается горе, в награду путешественник получает от гномов "палеогеологический" маршрут по московскому метро.
К каждому из представленных проектов "Музейного гида" хочется возвращаться. Помимо названных, это "Белый путь, или Русская одиссея" (Казань), экспозиция в жанре "сентиментального путешествия", попытка приближения к истории через географическое пространство. Это "Исконный свет Салафиила", проект из Нижнего Тагила, проводящий оптический эксперимент по созданию светоживописи, а также повествующий об ее изобретателе, ученике К.С. Петрова-Водкина, художнике и поэте Павле Голубятникове (1891-1942), давно ставшем для родного города "культурным героем". Это московский проект "Строим Покровский собор вместе", посвященный девяти архитектурным загадкам Храма Василия Блаженного. Это, наконец, проект из Коломны "Музейная фабрика", призванный возродить историческое производство яблочной пастилы. Интерактивный момент здесь - возможность не только вкусить пресловутый деликатес, но и дополнить "Вкусную карту России" каким-нибудь гастрономическим брендом.
То, что сделали коломенцы, по мнению кураторы выставки Олега Николаева, должно происходить по всей стране. "Найти хорошо забытый бренд, восстановить рецепт и создать производство - современное, но с музейной составляющей… Это еще что-о-о! Они теперь и садовой археологией занимаются: выращивают утраченные сорта яблок!"
"Чего я хочу от музея? - задается вопросом одна из посетительниц Фестиваля. - Я никогда не пойду в музей, если я не получу там того, чего не могу получить в каком-то другом месте. Ведь в принципе это неудобно: нужно куда-то ехать, нужно стоять в очереди, потом долго ходить вместо того, чтобы сидеть в кресле… Все это возможно для меня только в одном случае - если я получаю "три в одном”: развлечение, впечатление (эмоцию) и научное знание. "Два в одном” - спасибо, мне уже неинтересно; я лучше, лежа на диване, почитаю книжку. Или посмотрю кино. А "три в одном” - ничего не поделаешь, тут нужен музей".
О связи музейного дела с образованием говорили на протяжении всех пяти дней Фестиваля. Круглые столы проходили одновременно на семи площадках, именитые музейщики делали умные доклады, а Михаэль Брадке из Дюссельдорфа представил свой "Передвижной музей музыки" - и стала окончательно доказанной синкретическая природа Музея. Его ориентированность на восприятие телесно-ментальное. На эмоцию, рождающуюся только в ходе интерактивного действа, то есть - тотальной вовлеченности. Такова связь между музыкой и танцем, такова неразрывность души и тела.
Настоящий музей - это перформанс плюс инсталляция. Плюс что-то еще. Некий неуловимый компонент. Возможно, игра. Наверняка - движение. При этом условии в нем можно чему-нибудь научиться.