Алексей Букалов: Пиццу надо запивать вином

Алексей Букалов, русский в Италии

Пицца

Это один из самых популярных в мире национальных брендов Италии. У него интересная судьба. Родина пиццы - Неаполь. Не случайно первая произведенная в мире пицца называлась "Маргарита" - в честь неаполитанской королевы Маргариты. В ней преобладали помидоры, моцарелла и базилик - цвета национального флага.

Пик популярности пиццы - девятнадцатый век. Этот продукт, производимый в огромных количествах национальной диаспорой в Соединенных Штатах, становится необычайно популярным в мире.

Существует более тысячи рецептов пиццы. Но один рецепт неизменен всегда. Настоящая пицца, которую подают в Италии, делается в огневой печи. Есть рестораны, где так и написано: "Pizza al forno". Это значит, что пиццу готовят здесь в дровяной печи на настоящем огне. Еще обязательное правило - очень тонкий слой специально приготовленного теста. Как правило, пиццей в Италии занимается специальный повар - pizzaiolo.

Пицца может быть с чем угодно - с сырами, с грибами, с анчоусами, с овощами, с ветчиной, с морепродуктами... Существует даже закрытая пицца, типа наших пирогов, она называется calzone. Внутри может быть тоже любая начинка - от мясного фарша до грибов и сыров.

Сегодняшняя итальянская молодежь частенько запивает пиццу пивом. Старшее поколение относится к этому неодобрительно, полагая, что это подобно поеданию хлеба с хлебом. Пиццу надо запивать вином.

Стефания Дзини, итальянка в России

Кино

Однажды в компании моих русских друзей кто-то произнес какой-то каламбур, и мои друзья все хором захохотали. Не смеялась только я. Мне было непонятно, чего они все разом развеселились. В конце концов хохот прекратился и они все разом уставились на меня: ты чего, это ведь Челентано так говорил в "Укрощении строптивого"!

Вскоре оказалось, что весь Союз, не одна Москва, выражался крылатыми фразами, вырванными с любимых кинолент, и что русские друзья и с ними вся страна были знакомы с нашим кино лучше меня. А что в Союзе было много своего замечательного кино, о котором до Италии доходило всего лишь еле слышимое эхо, стало для меня самым неожиданным откровением.

Про то, что был некий Тарковский, знали, наверно, только итальянские кинофилы, а я, студентка, узнала о нем случайно, роясь между строк наших учебников. Про Эйзенштейна итальянцы услышали только благодаря фильму "Фантоцци".

В нем известный нам герой проявляет особую смелость и грубо критикует выдуманную кинокартину "Броненосец "Котемкин", особенно восхваленную директором Мегафирмы, где он работает. На михалковские "Очи Черные" многие из нас, помню, ходили, скорее, чтобы лишний раз полюбоваться нашим красавцем Мастроянни.

Уже живя в России, взялась пополнить этот огромный культурный вакуум, непростительный для филолога-русиста, и в надежде наверстать упущенное по утрам и вечерам до сих пор усиленно смотрю старое советское и новое российское кино. Но как и раньше и по сию пору, не могу найти ответ на один вопрос.

Почему в закрытом СССР, в сегодняшней России итальянского кино много, а до свободной Италии из советской киноклассики и из современных отличных фильмов доходят считанные картины?